Адрес: https://polit.ru/news/2005/02/10/PISA/


10 февраля 2005, 15:58

Российские школьники оказались одними из самых тупых в мире

Результаты международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) показали, что самые умные школьники сегодня — финны. За ними следуют ребята из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао.

Российские участники показали результаты ниже средних, пишет "Московский Комсомолец". Даже по математике, где мы считались традиционно сильными, заняли 29-е место. По естественным наукам — 24-е, по грамотности чтения — 32-е. По сравнению с прошлым исследованием (2000 г.) показатели снизились.

Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) проводится раз в 3 года. В последнем (2003 г.) приняли участие более 250 тысяч 15-летних подростков из 41 страны. В России — почти 6 тысяч человек (212 школ) из 46 регионов. Проверялась способность использовать полученные знания на практике. Ребятам давалось 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности чтения, а также умения решать проблемы. Особых знаний не требовалось, достаточно было умения логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы и здраво рассуждать. В тестах рассматривались ситуации, взятые из реальной жизни.

"Российские ученики не умеют работать с информацией, — заметил директор 1060-й московской школы Анатолий Пинский. — Их ставит в тупик не только “нешкольная” форма подачи тестов — в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод... Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнение, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы... Шаг в сторону — и уже не понимают, что от них требуется. Ребята не приучены выходить за рамки учебных ситуаций, оперировать фактами, анализировать. А в современном мире требуется именно это. Излишняя детализация, чрезвычайный контроль и отсутствие навыков самостоятельной работы — известные недостатки отечественной школы. Поэтому конкурентоспособность российского образования падает".