Комментируя заявление бывшего партнера Михаила Ходорковского Леонида Невзлина: "Ходорковский вел открытый и прозрачный бизнес и был уверен, что Абрамович и его окружение действуют так же. Он не предполагал, что на самом деле вел сделку не с открытой компанией "Сибнефть", а с группой заговорщиков, которые хотят лишить его бизнеса", обозреватель газеты "Известия" Максим Соколов пишет: "Человек, незнакомый с историей отечественного бизнеса, мог бы понять данное утверждение единственным образом - где-то не ранее 2002 г. абсолютно открытый и прозрачный М.Б. Ходорковский приехал в Россию из какой-то идиллической страны. По причине полного незнания российских обычаев и лиц, встречаемого только у девиц, он доверился Р.А. Абрамовичу, который не преминул грязно надругаться над бизнес-девственностью М.Б. Ходорковского.
Конечно, некоторые детали бизнес-успехов самой открытой компании - вроде той, как в 1998 г. в речушке, которую курица вброд перейдет, бесследно утонуло сразу несколько "КамАЗов" с интересной документацией "МЕНАТЕПа", - можно выкинуть из рассмотрения, указав, что "КамАЗы" были поглощены бездонной пучиной еще до того момента, как акционеры "ЮКОСа" умилились сердцем и стали совершенно прозрачными. Жития святых полны примерами чудесных духовных преображений - и отчего житиям бизнесменов также не изобиловать подобными случаями? Проблема в том, что до сих пор духовное преображение не предполагало полной амнезии, тогда как, по версии Л.Б. Невзлина, преображение М.Б. Ходорковского ею сопровождалось - став младенцем не только по сердцу, но и по уму, он совершенно утратил все воспоминания о прежней манере ведения бизнеса, отчего легко стал жертвой Р.А. Абрамовича.
Что наводит на самые печальные мысли о перспективах олигархической агитации. При тех приличных средствах, которые на нее тратятся, КПД паровоза в 4% представляется образцом запредельной эффективности, потому что КПД агиткампаний наших баронов-изгнанников возможно оценивать никак не в процентах, а только в промиллях. Если судьба М.Б. Ходорковского и "ЮКОСа" и вызывает сочувствие, то никак не благодаря активности штатных защитников, которые несут такое, что даже слушать болезненно, но лишь благодаря усердию противной стороны. Суды, прокуратура, налоговая, "Байкалфинансгруп", Богданчиков etc. ведут себя столь красочно, что исторгают даже из тех, кто нимало не сочувствует самой прозрачной компании, соединенный стон: "Ну, нельзя же так!" Если бы защитники "ЮКОСа" были молчаливее, стон был бы еще более звучным".