Глава Минпромэнерго Виктор Христенко подписал согласованный с МПР и Минэкономразвития приказ “Об определении этапов строительства трубопроводной системы “Восточная Сибирь — Тихий океан”. Строительство восточной нефтяной трубы обсуждается уже больше пяти лет. Изначально проложить магистраль в китайский Дацин предлагал “ЮКОС” — единственный в то время экспортер нефти из России в эту страну. Но в 2002 г. государственная “Транснефть” предложила альтернативный вариант — тянуть нитку на Тихоокеанское побережье в бухту Перевозная (Находка). Правительство долго не могло сделать выбор, но в 2003 г. появился собственный проект — строить трубу на Находку с ответвлением на Дацин.
Такой маршрут вызывал споры не столько среди российских нефтяников и чиновников, сколько у властей Китая и Японии. Чиновники обеих стран активно лоббировали предпочтительный для них маршрут экспорта российской нефти. В конце прошлого года правительство наконец определилось: был согласован маршрут Тайшет — Сковородино — Перевозная мощностью до 80 млн т нефти в год.
Ответвление на Китай в документах не оговаривалось, но Виктор Христенко в интервью “Ведомостям” пояснял, что этот вопрос “остается открытым”. “Сковородино находится в 70 км от китайской границы. Так что возможность ответвления в Китай существует”, — сказал министр. Приказ об этапах строительства отмечают "Ведомости" гласит, что сначала должна быть введена ветка Тайшет — Сковородино мощностью 30 млн т. Ровно столько предлагали направлять в Китай сначала “ЮКОС”, а потом — “Транснефть”. На этом этапе также должен быть построен нефтепорт в бухте Перевозная. Завершить его планируется в 2008 г.
На втором этапе предполагается достроить трубу от Сковородино до Перевозной с пропускной способностью 50 млн т в год, мощность участка Тайшет — Сковородино должна быть увеличена при этом до 80 млн т в год. Сроки реализации этого этапа не определены и зависят от темпов освоения восточносибирских недр.