Сетования и просто читателей, и читателей профессиональных, т.е. критиков на то, что у нас есть превосходные повести, романы, стихотворения о войне, но практически нет подлинных воспоминаний о ней, а только одни, в меру фальшивые, в меру официозные генеральские мемуары, стали общим местом.
Вышедшая в издательстве «Гелеос» книга Леонида Григорьевича Андреева «Философия существования. Военные воспоминания» уже в этом смысле – явление уникальное, ибо они – искренняя, простая и вместе с тем трогающая за душу солдатская проза.
Записи военных лет, сделанные вчерашним смоленским школьником, 20-летним юношей, попавшим в водоворот войны, ушедшим добровольцем на фронт, пережившим тяжелое ранение, на всю жизнь сохранившим пронзительную боль военных лет, были сохранены самим автором в их первозданности.
Известный ученый-филолог, профессор МГУ, декан филологического факультета (1974-1980) Леонид Григорьевич не стал впоследствии ни переписывать, ни дописывать или исправлять свои воспоминания. Юный Леня Андреев запечатлевал свои военные впечатления и размышления без ухищрений и прикрас, но в каждой строчке ощутима филологическая и человеческая одаренность автора. Андреев и хотел увидеть свои записки напечатанными – и сомневался, нужна ли новому поколению правда о войне.
После смерти профессора вдова Леонида Андреева проделала огромную работу, тщательно разобрав рукопись мужа, написанную мелким почерком на пожелтевших от времени тетрадных листах, обрывках блокнотов, оберточной бумаге, сопроводив публикацию проникновенным послесловием. Книга издана на ее собственные средства и средства друзей семьи, не пожелавших раскрыть свои имена. Поблагодарим их от имени всех настоящих и будущих читателей этой книги.
Н.Т.
См. также:
Николай Александров. Книжечки на "Эхе Москвы": В 19 лет Андреев добровольцем ушел на фронт. Именно к этому периоду и относятся его воспоминания, по существу же – непосредственные впечатления от военного времени, от войны. Записи завершаются 1944 годом. Удивляют они совершенно простой и абсолютно открытой интонацией, без надрыва, без истерики.
Андрей Немзер "Сквозь ад", из рецензии в газете "Время новостей": Он пережил бомбежку Смоленска, ушел из города за несколько часов до его захвата немцами, брел в беженской колонне, в Козельске добровольно стал солдатом. Потом были Тесницкие лагеря - о таком мы до сей поры могли прочесть только в «Чертовой яме» Виктора Астафьева.
[...] В подавляющем большинстве своем мы не представляли себе ни того, что ему выпало пережить, ни того, что он - мальчишкой - написал обжигающе честную, совестливую и истинно талантливую книгу.