Прошло больше месяца с того дня, когда Большой театр закрылся на реконструкцию. В результате конкурса определен подрядчик, утвержден проект и смета. Однако на прошлой недели, неожиданно для общественности, министр экономического развития Герман Греф заявил о том, что правительство собирается вдвое сократить государственное финансирование реконструкции Большого театра.
Мгновенно вслед за этим появляется предложение некой конкурирующей структуры сделать реконструкцию ровно на те деньги, которые готово выделить министерство экономического развития.
С комментариями по этому поводу в эфире радио "Культура" выступил главный архитектор реконструкции Большого театра Никита Шангин. Он дал разъяснения по реальному состоянию Большого театра на сегодняшний день, а также сделал заявление - в случае сокращения сметы, как планировалось, вдвое и изменения проекта, он в реконструкции участвовать не будет:
"У меня есть некое профессиональное реноме и в неправедном деле я участвовать не буду. Я не берусь никак судить о профессиональных качествах руководства министерства экономики; может быть это замечательные специалисты, может быть, прекрасный специалист господин Греф. Но я хочу сказать, что если проект реализован не будет, я знаю одно, в истории имя господина Грефа останется как имя министра, который не дал средств на реконструкцию Большого театра".
"Я архитектор, а не экономист. Меня вопросы стоимости волнуют постольку, поскольку я понимаю, что есть некий предел, за которым данный проект реализовать нельзя. У нас были очень тяжелые, очень жесткие встречи с министром экономики, он подверг нам жестокому разгрому и поставил задачу урезать смету. Была названа сумма - девять миллиардов рублей и мне в свете вышеизложенного, просто очевидно, что если так будет идти дело, то ни о какой реконструкции, ни о какой реализации данного проекта речь не может идти. Это будет капремонт с реставрацией исторических интерьеров и фасадов с каким-то симптоматическим лечением фундаментов. Это будет означать, что через десять- пятнадцать, максимум двадцать лет все те проблемы, какие мы имеем сейчас, снова встанут в полный рост и уже тогда, в зависимости от того какими методами будут укреплять фундаменты сейчас, скорее всего реализация данного проекта и радикальное решение вопросов устойчивости будет невозможно".
"Положение Большого театра по сравнению с его историческими ровесниками неизмеримо более тяжелое. Театр пережил то, чего многим другим не пришлось пережить в XX веке и практически ни одной серьезной реконструкции со времени постройки в театре не проходило. Практически не было ни одного года, чтобы не возникало проблем с фундаментами Большого театра. Театр стареет. Сейчас мы имеем просто катастрофическое техническое состояние здания. Плюс к этому, московская гидрогеология - не подарок. Рядом Неглинка, три горизонта грунтовых вод, пески и суглинки. Сейчас состояние несущих конструкций аварийное. Если срочных мер не принять, есть опасность обрушения несущих конструкций".
Кроме вышеперечисленного, причинами реконструкции было и десятикратное увеличение труппы, плюс радикальное изменение современной сценографии и режиссуры оперного театра, что потребовали резкого увеличения рабочих площадей. Главная проблема реконструкции состояла, по словам Шангина, в сохранении Большого театра, как исторического памятника:
"Театр является уникальным памятником культуры, и органы охраны памятников очень жестко настояли на том, чтобы его исторические габариты были сохранены, ничего пристраивать, ничего надстраивать нельзя. Практически, для нас не оставалось другого варианта развития комплекса, как идти вглубь, идти под землю. Суть проекта такова: под театром возникает второе здание из железобетонных конструкций, равновеликое Большому театру по объему. Таким образом, историческое здание будет стоять на новом подземном здании, а новое подземное здание будет стоять на устойчивым материковых породах. Вместо дома на песке, мы получим дом на скале. Нигде в мире еще не приходилось применять такие методы укрепления зданий и освоения подземного пространства, при полном сохранении всех несущих стен исторического здания. Я бы это назвал строительной гомеопатией, но это единственный способ сохранить историческое здание, как памятник архитектуры".