Сегодня газета «Коммерсантъ» опубликовала текст, подготовленный бывшим советником президента по экономическим вопросам Андрея Илларионов, в котором он излагает свое понимание свершившегося в стране поворота.
«Сегодняшняя Россия – это не та страна, какой она была еще шесть лет назад. Страна была неустроенной, суматошной, обедневшей. Но она была свободной. Сегодня Россия стала другой. Более богатой. И несвободной,» - так начинается текс его заявления.
По мнению Илларионова, «сегодня мы живем в другой стране и главное, чего мы лишились это свободы. Главное, что изменилось – правила поведения. В экономике, политике, общественной жизни, идеологии, во внешних делах. Возникла, укрепилась, оформилась новая модель государства. Государство стало корпоративистским».
Илларионов считает, что «изменение законодательства, практическое ограничение политической деятельности фактически девальвировали акции граждан в том, что можно назвать открытым акционерным обществом "Российское государство", и превратили последнее в закрытое акционерное общество. Собственность на российское государство перешла в руки корпорации, неподконтрольной его номинальным собственникам – гражданам России».
Главным правилом корпорации Илларионов назвал отсутствие единых правил, ведущим принципом корпоративизма – избирательность, неравенство, дискриминация.
Среди жертв экспансии корпорации бывший советник назвал "Юганскнефтегаз", "Сибнефть", "Силовые машины", "Камов", ОМЗ, АвтоВАЗ, "Ист-Лайн".
Другим важнейшим принципом новой экономической модели Илларионов назвал селективность, который заключается в следующем: одной компании предъявляются максимально возможные налоговые претензии, другая получает исключительные льготы.
Илларионов заявляет, что "Российскую землю покинула не только экономическая, но и политическая свобода. В стране вновь появились политические заключенные». По его словам Общественная палата скроена по модели корпоративистского государства Бенито Муссолини.
«Идеология корпоративизма лишь на первый взгляд кажется нечеткой. Она не выглядит ни коммунистической, ни либеральной, ни социалистической, ни националистической, ни имперской. Но она есть. Это "своизм", или "нашизм". Это идеология предоставления льгот, кредитов, субсидий, полномочий, власти "своим", это государственное лоббирование "наших", это предоставление всех видов ресурсов и государства, и страны членам корпорации, действительным и перспективным» - отмечает Илларионов.
Говоря о российской «корпоративистской» модели бывший советник сравнил её с режимами пришедшими к власти в Ливии, Венесуэле, Анголе, Чаде, Иране, Саудовской Аравии, Сирии и Ираке.
Эту экономико-политическая модель развития России Илларионов назвал историческим тупиком. «Ни одна страна, ступившая на этот путь, не стала ни более богатой, ни более сильной, ни более развитой. Не станет таковой на этом пути и Россия. Отставание страны не уменьшится, а возрастет. А цену за этот очередной эксперимент заплатят, как обычно, российские граждане», - считает он.
Тем не менее, Илларионов выразил оптимизм, заявив, что шанс на перемены есть и связан он со сменой власти. И, по его словам, в условиях отсутствия демократии она принимает вид "мягких" ("бархатных", "цветных") революций – таких, как в Чехословакии в 1989 году или на Украине в 2004-м. И не смотря на контрмеры корпорации против "цветной" революции в России Илларионов считает её неизбежной.
«Удастся нам это сделать – может появиться новая Россия. Свободная, открытая, толерантная. А, следовательно, динамичная, развитая, устойчиво стоящая на своих ногах. Искренне уважаемая соседями. Страна с будущим. Другая страна», - завершает свое заявление Илларионов.