Отмена крепостного права, которая является важнейшим эпизодом российской истории, преподносилась российскому обществу, как это и положено, в зависимости от классовой принадлежности заинтересованных лиц, считает обозреватель «Полит.ру» Григорий Гриценко в статье посвященной 145-летию Великой реформы.
В то же время он отмечает, что Если сменить угол зрения, то на обозрение вылезают детали этой реформы, которые раньше были практически незаметны. Среди этих деталей Гриценко отмечает, во-первых, резкий экономический подъем в России сразу же после окончания Крымской войны и последовавший потом кризис, а, во-вторых, стремление государственного аппарата удержать крестьян на постоянных местах жительства для легкости фискального контроля.
Он также отмечает тот факт, что российская власть того времени не собиралась освобождать крестьян с землей и создавать. Сельское крестьянское общество стало резервуаром дешевой рабочей силы, используемой для строительства промышленной инфраструктуры и заполнения новых вакансий на заводах и фабриках, а также источником финансирования индустриализации. А для того чтобы государство могло решить поставленные таким образом задачи, никакого свободного владения землей быть просто не должно. И во многом поэтому отмену крепостного права можно считать вполне удавшимся мероприятием, считает Гриценко.
Подробнее см. "Мнимые недостатки Великой реформы"