Тема разделения “Газпрома” “сегодня точно не стоит на повестке дня”, заявил замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов - пишет газета "Ведомости". “Раздробление "Газпрома" на десятки мелких компаний точно ослабит позиции "Газпрома" на международных энергетических рынках, ослабит конкурентные позиции”. По мнению чиновника, реформа “Газпрома” должна заключаться в формировании долгосрочной стратегии концерна в транспорте и добыче.
Создание конкуренции в сфере добычи газа само по себе никогда не было целью, пояснил Андросов “Ведомостям”. С помощью этого чиновники хотели подтолкнуть газовые компании к снижению издержек и повышению эффективности. Этого менеджмент “Газпрома” может добиться и иначе, считает чиновник. “А целью выделения монопольных составляющих был раздельный учет затрат и расчет справедливого тарифа на эти виды деятельности, — напоминает Андросов. — Это можно сделать и без реструктуризации”.
О необходимости разделения “Газпрома” министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил еще в 2000 г. Реформаторы предложили выделить в отдельные компании магистральные трубопроводы и диспетчерское управление. При этом Минэкономразвития не исключало возможности передачи их как в 100%-ные “дочки” “Газпрома”, так и в новые госкомпании. А в перспективе ведомство Грефа предлагало и вовсе раздробить газодобывающие подразделения “Газпрома”, чтобы создать конкуренцию на этом рынке.
Категорически против этих планов выступил менеджмент “Газпрома”. В конце 2002 г., когда правительство должно было обсудить план реформы, предправления “Газпрома” Алексей Миллер написал президенту Путину, что предложения Минэкономразвития несут угрозу энергетической безопасности страны и отпугивают от “Газпрома” инвесторов. С тех пор президент Владимир Путин не раз выступал за целостность монополии. “Мы должны бережно относиться к “Газпрому”, — сказал Путин в марте 2004 г. после президентских выборов.
С тех пор в реструктуризацию “Газпрома” мало кто верил, хотя время от времени идеи реформы и высказывались чиновниками. Но теперь свои планы дезавуировало само Минэкономразвития.
По мнению чиновников, государство может, не ломая структуры “Газпрома”, сделать его финансовые потоки прозрачными, соглашается чиновник Минпромэнерго. Глава концерна сам предложил в 2004 г. разделить финансовые потоки компании по видам деятельности — отдельно учитывать добычу, транспортировку, сбыт жидких углеводородов и газа и др.Чиновники поняли, - пишет газета, что основная стоимость “Газпрома” не в способности добывать газ, а в монопольном контроле над газовыми потоками на огромном пространстве между Средней Азией и Европой.