Прагматика культуры на "Полит.ру" продолжает публикацию серии очерков Псоя Короленко и его соавторов - Вадима Певзнера и Кирилла Боголюбова, посвященных питанию. Гастрономия рассматривается ими в прикладном социально-философском контексте, а сегодня в центре внимания авторов - христианский пост:
"В принципе, это был такой большой фуршет, где можно было «help yourself» от всех дерев. Но очень скоро для Адама и Евы этот фуршет закончился, потому что они нарушили правила хорошего тона и здорового питания. За это их прогнали из приличного общества, и они оказались на улице, в неблагополучном районе, где их, совершенно беззащитных, мог обидеть любой гопник. В результате они потом сами стали гопниками и ели что попало.
Пост – преодоление такого гопничества, в том числе в отношении еды, и возможность приблизиться к райскому состоянию через общение с большим количеством растений. Мясная и молочная пища, а также рыба и яйца – всё-таки, в некотором роде, разрешенный суррогат. А подлинное питание – это общение с энергиями растений. В состоянии до грехопадения эти энергии были особенно сильны, по мнению авторитетного церковного писателя V века н. э. Немезия Эмесского. Но и сейчас, во время Великого Поста, внимание к растительному миру и связь с ним приоткрывают для нас мистическую суть питания. Питаясь растениями, человек приобретает их свойства. Между растениями не происходит борьбы за существование. Они никуда не спешат и не суетятся. Они растут вверх. Основное их занятие – это воспринимать свет и становиться им, а также беседовать с ветром и обниматься с небом".
Подробнее - в статье Псоя Короленко и Кирилла Боголюбова "Из рая и обратно"