29 марта 2024, пятница, 11:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

24 апреля 2006, 14:37

Третий глаз ящериц способен различать цвета при помощи двух пигментов, находящихся в одной клетке

Группа исследователей под руководством доктора Чи-Ин Су (Chih-Ying Su) из Медицинских институтов Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Medical Institutions) обнаружили, что третий глаз ящериц способен различать цвета в сине-зеленой области спектра, сообщают BiologyNews. Вероятно, это дает возможность рептилиям определять время суток.

Исследователи установили, что третий глаз ящериц использует два типа молекулярных сигналов: те, что были обнаружены ранее только у таких примитивных животных, как двустворчатые моллюски морские гребешки, и те, что присутствуют у высших позвоночных, включая людей.

У человека цветное зрение обеспечивают клетки-фоторецепторы сетчатки, называемые колбочками.  Они делятся на 3 типа – с максимумом поглощения в красной, зеленой и синей областях спектра. Каждый тип колбочек имеет один только тип пигмента, представляющего собой пронизывающую мембрану большую белковую молекулу – родопсин, содержащую кофермент - ретинол.  Цветное изображение возникает в результате сравнения сигналов от этих 3 типов фоторецепторов в клетках сетчатки и мозга. Оказалось, что в третьем глазу ящериц имеются фоторецепторы с пигментами, чувствительными по крайней мере к двум цветам - синему и зеленому, содержащимися в одной клетке.

Когда на третий глаз ящериц попадает синий свет, соответствующий пигмент активирует сигнальные молекулы, передающие химический импульс в зрительный отдел мозга и сходные с теми, что присутствуют у человека и в боковых глазах ящериц, пишут . Зеленый же цвет способствует активации эволюционно более «древних» молекул, присутствующих у морского гребешка и других беспозвоночных животных, пишут C-News. «Сочетание двух разных пигментов и двух разных сигнальных молекул в одной клетке, вероятно, являлось экономичным способом получения зрительной информации в примитивном глазу с относительно небольшим числом специализированных клеток. Путем сравнения спектров солнечного света определялось время суток», - считает доктор Су.

Открытие является важной вехой в изучении эволюции цветового зрения и дает новый взгляд на эволюцию зрения. Исследователи считают, что третий глаз ящериц, в котором имеются фоторецепторы, объединяющие свойства и более примитивных, и более совершенных организмов, представляет собой «потерянное эволюционное звено» между светочувствительными аппаратами низших животных и человека.