Как сообщают «Ведомости», глава Росжелдора Игорь Ромашов предлагает в 2010 году передать большую часть грузового парка РЖД обособленной госкомпании, а не отдавать его новой “дочке” РЖД. В РЖД посчитали, что с такой реформой госкомпания потеряет свыше $6 млрд к 2009 году
Все предложения Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) сформулировало в документе “Реформирование рынка железнодорожного транспорта”. Предлагается в 2010 году выделить из РЖД 100%-но государственную Федеральную перевозочную грузовую компанию (ФПГК) — перевозчика, который получил бы грузовой парк РЖД. До ее создания основной частью грузоперевозок должна заниматься специальная дирекция госмонополии. Сейчас перевозчиком может называться только РЖД: только она продает услуги локомотивной тяги. Остальные компании, в том числе “дочки” РЖД, зарабатывают на сдаче вагонов в аренду и называются операторами.
РЖД представляет себе будущее Грузовой компании иным образом. ОАО “Грузовая компания РЖД” должно быть создано в 2007 году как обычный оператор и 100%-ная “дочка” РЖД. Монополия планирует передать ей 531 914 грузовых вагонов (почти 80% парка) на 171 млрд руб. и 1,8 млрд руб. живых денег. По оценке Morgan Stanley, капитализация новой “дочки” составит $6,4-8,9 млрд. В 2008-2009 гг. РЖД рассчитывает провести ее IPO, разместив до 49% акций.
Росжелдор считает, что оставлять основной поток грузоперевозок в ведении РЖД не следует: новая компания должна работать в общегосударственных интересах, а не в интересах материнской компании. Новые грузовые “дочки” у РЖД должны появиться только на базе специализированного парка — как “Рефсервис” и “Трансконтейнер”.
Росжелдор считает, что еще до создания ФПГК должно появиться несколько перевозчиков. Суть модели Росжелдора — создать конкурентный рынок перевозок, поэтому в 2007 году и не стоит выделять Грузовую компанию, объяснил Игорь Ромашов. По модели Росжелдора уже к 2010 году частные компании должны занять минимум 10% на рынке услуг по предоставлению локомотивной тяги, а к 2015 году — 30%.
Представители РЖД возмущены такими предложениями. Рынок совершенно не готов к тому, что на нем появятся несколько перевозчиков, уверен старший вице-президент РЖД Федор Андреев. До сих пор чиновники практически не правили планы реформы отрасли, разрабатывавшиеся МПС и РЖД. Так что инициатива Росжелдора — первый за многие годы выпад против монополии, констатирует ректор РЭШ Сергей Гуриев.
Принципиальной разницы - будет Грузовая компания «дочкой» РЖД или нет -- для рынка в целом нет. Есть, правда, разница для операторов, арендующих вагоны. И большая разница, разумеется, для РЖД - будет ли железноддорожная монополия контролировать крупнейшего оператора (и получать доходы от его деятельности.
Ранее ФАС заявляла, что выделение одной «Грузовой компании» будет иметь признаки нарушения Закона о конкуренции, поскольку этой компании может быть передано почти 60% вагонного парка, эксплуатируемого на железных дорогах России. На заседании Комитета по реформированию совета директоров ОАО «РЖД» была изложена позиция ФАС о необходимости выделения грузового вагонного парка ОАО «РЖД» в три или четыре дочерних общества, что будет соответствовать развитию конкуренции на железных дорогах России. Однако позже ФАС дезавуировала свои претензии.
Под контролем независимых операторов находится порядка 250-280 тыс. вагонов (наиболее крупные независимые операторы обеспечивают перевозки своих материнских компаний – например, один из крупнейших независимых перевозчиков «Северстальтранс»). Грузовой парк РЖД составляет более 600 тыс. вагонов. В результате РЖД диктует свои условия на рынке – по причине размеров парка и суммарного объема перевозок монополии и ее дочерних структур. Впрочем, грузовой парк РЖД сильно устарел.
Нет сомнений, что РЖД всеми силами будет противостоять любым предложениям, ведущим к фактической демонополизации рынка перевозок. И шансы монополии пока оцениваются экспертами и участниками рынка, как очень высокие.