В январе вступает в силу блок законов по новому порядку миграционного учета, который по замыслу автором означает значительную либерализацию при одновременном повышении наказания за нелегальные действия.
Однако эксперты законодательной сферы отмечают, что законы составляют некий проект "новый избиратель", под который подпадут выходцы из стран СНГ, причем в меньшей степени соотечественники, и будет создана благодарная и послушно голосующая прослойка. С другой стороны, анализ миграционных законопроектов не выявляет ответственности низовых органов иерархической структуры ФМС, работающих с населением. Зато возможности воздействия значительно возрастают - суммы штрафов, их начисление за каждого нелегала, возможность остановки предприятия до трех месяцев и административного ареста до 15 суток, табельное оружие и другие возможности сотрудников МВД вне МВД, имеющим хоть какие-то нормативы работы с населением.
Председатель профильного комитета по госстроительству Владимир Плигин, активно поддержавший новую систему миграционного учета, отвергает возможность произвола в действиях ФМС. По его словам, остановка предприятия из-за обнаружения работников-нелегалов, возможна только по суду. Однако эксперты полагают, что, во-первых, появляется новый инструмент передела собственности, и во-вторых, создается четвертая вертикально-ориентированная независимая федеральная структура, которой очередному "питерцу", в данном случае генералу Константину Ромодановскому, отдается на откуп некая сфера, в которой он будет неподконтрольным хозяином.
До него был Госнаркоконтроль во главе с Виктором Черкесовым, утопивший судебную систему в десятках тысяч липовых исков, чем вызвал недовольные высказывания в том числе и Владимира Плигина. Также Росрегистрация с Сергеем Мовчаном во главе, которая, в отличие от выведенной из состава МВД миграционной службы, остается в составе оболочки-прикрытия Минюста, действуя столь же независимо. Точнее, бездействуя и не регистрируя буквально ничего. Изучение блока законов по миграционному учету заставляет предположить, что эффект после вступления миграционных законов в силу будет подобен "дачной амнистии" - это амнистия для чиновника при отсутствии его ответственности. Причем опыт преследования Госнаркоконтрелем ветеринаров, хирургов, дачников и сельхозпредприятий демонстрирует изобретательность в массовом подведении граждан под статью на основе прослушки, как утверждали в руководстве зоозащитной организации "Вита". В трех других названных структурах лишние действия не требуются, люди законом поставлены условия вынужденного поиска коррупционного решения проблемы.
Опыт МВД по выявлению чеченцев, затем грузин демонстрирует, что нелегала можно найти на любом предприятии, так что возможностей у ФМС будет много и ожидается, что ассимилированные выходцы из республик бывшего Союза будут более беззащитны, а национальный бандитизм получит новые возможности в развитие модели событий в Кондопоге. Однако главной целью создания иерархической структуры ФМС все же считается проект "новый избиратель" и пока неясно, какие возможности вне этого будет использовать Ромодановский. В целом же получается картина, похожая на очередную реализацию одной из старых идей Жириновского, в данном случае - узаконить сложившееся включая решение проблем без обращения в суд и правоохранительные органы, но с помощью преступных группировок, именно этот инструмент узаконен.
Напомним, что речь идет о принятых Госдумой в третьем чтении законопроектах: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" (определяет ФМС как компетентный орган, осуществляющий властные полномочия в сфере миграции); "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ" (устанавливает упрощенные процедуры для выдачи разрешений на временное проживание в РФ и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы); "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства)".