В ходе сентябрьского выступления на медиафоруме "Единой России" Владислав Сурков заявил, что ему "все равно, что будет с термином "суверенная демократия". «Дискуссия вокруг этого термина меня не волнует, заявил тогда Владислав Сурков, - не в филологическом кружке занимаемся. Главное - что за ним стоит”. Однако замглавы президентской администрации вернулся к этой дискуссии два месяца спустя в статье в журнале "Эксперт" (хотя вокруг авторства текста, как водится, развернется отдельная дискуссия).
«Суверенную демократию» Владислав Сурков определяет как «образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими».
Основной месседж текста – «достоинство свободного человека требует, чтобы нация, к которой он относит себя, была также свободна в справедливо устроенном мире». В этом ключе автор предлагает конкурентную модель существования России в мире, которая заключается в "нехитрой" формуле - "справедливость для каждого в России и для России в мире".
Отметая доводы тех, кто «подозревает прилагательные» (судя по всему, под ними подразумевается первый вице-премьер Дмитрий Меведев, заявлявший в интервью тому же журналу "Эксперт", что "если же к слову «демократия» приставляются какие-то определения -это наводит на мысль, что все-таки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии"), Владисилав Сурков делает ударение именно на прилагательном «суверенный».
«Суверенная демократия», по мысли Суркова, отличается от прочих интеллектуальным лидерством, сплоченной элитой, национально ориентированной открытой экономикой и умением защищаться.
Повредить России, согласно тексту статьи, могут две «реставрации» - олигархическая и бюрократическая. «Устранение России из будущего, попытка спрятать ее в прошлом от «кошмара» глобальной конкуренции — главное в замыслах обеих реставраций. Реванш олигархии (окончательное решение по неограниченной транснационализации российских экономических и политических активов), - полагает Владислав Сурков, - предписывает стране потерю субъектности, растворение в глобализации вместо участия в ней».
В то же время, по мысли автора, «реконструкция бюрократического государства, чаемая почитателями советской старины, уведет нас от конкурентной борьбы в тупик политической изоляции и экономического прозябания».
Подробнее см. в статье Владислава Суркова «Национализация будущего».