Экс-офицер ФСБ политэмигрант Александр Литвиненко скончался в лондонской больнице три недели спустя после отравления. Смерть наступила в 21.21 по Гринвичу (0.21 мск). По словам представителя госпиталя, врачи сделали все, что возможно для спасения жизни 43-летнего Литвиненко, но отравление оказалось смертельным.
День похорон пока не определен: полиция еще должна будет работать с телом, потребуются сложные радиологические и химические анализы,
В больницу Литвиненко поступил 1 ноября в тяжелом состоянии. У него выпали волосы, наблюдалась недостаточность в работе печени и почек. По словам врачей, у него не функционировал коcтный мозг, уровень лейкоцитов в крови упал до нуля. Состояние Литвиненко серьезно ухудшилось прошлой ночью. У него была остановка сердца, и позднее он находился на аппарате искусственного дыхания.
Медики называют причиной смерти отравление, однако неясно, что его вызвало. Первоначальные предположения о том, что Литвиненко отравлен таллием были отвергнуты. Врачи не исключали, что в его организм был введен радиоактивный изотоп таллия. Однако, по их словам, если это и был радиоактивный таллий, теперь его вряд ли удастся обнаружить. Как сказал лечащий врач Амит Натвани, возможно, истинную причину отравления никогда не удастся определить из-за того, что прошло слишком много времени.
В предполагаемый день отравления у Литвиненко было как минимум две встречи с разными людьми. Утром он пил чай в одной из лондонских гостиниц с двумя русскими – своим другом Андреем Луговым и неким человеком по имени Владимир. Подозреваемым сначала считался человек по имени Владимир, о котором Литвиненко успел рассказать, что это был высокий, внимательный человек, который ничего о себе не рассказывал, но настойчиво предлагал бывшему офицеру ФСБ выпить чаю.
Однако затем появились новые данные. Андрей Луговой заявил в интервью лондонской The Times, что вместе с ним был не Владимир, а человек, которого зовут Дмитрий Коврон, бизнесмен и друг детства, который довольно невысокого роста. Также Луговой сказал, что на 2 ноября у них с Литвиненко была намечена деловая встреча с британской компанией, заинтересованной в выходе на российский рынок. Что за компания и почему Литвиненко должен был участвовать в этих переговорах – неясно.
Луговой сообщил еще одну деталь: по его словам, он и Коврон встретились с Литвиненко в отеле, где они поселились, и встреча состоялась после обеда Литвиненко с его итальянским знакомым Марио Скарамеллой, прежде одним из главных подозреваемых в причастности к отравлению, а не до того, как сообщалось ранее. Луговой заявил, что он готов приехать в Лондон, встретиться с сотрудниками Скотленд-Ярда и дать все необходимые пояснения.
На Западе подозревают Кремль
В последние дни тема отравления Литвиненко была одной из главным в зарубежной прессе, которая, как и его соратники, склоняется к мысли о том, что это дело рук российских спецслужб и что бывший офицер российских спецслужб поплатился за слишком жесткую критику в адрес Кремля и лично президента Путина. Заголовки в западных газетах были один другого краше: «Ядовитое дыхание России», «Русская отрава» и т. п. Если такие настроения будут нарастать, то, как писал ранее «Полит.ру», отравление Литвиненко может нанести российской власти больший ущерб, чем его деятельность.
В британской газете The Times появились выдержки из последнего разговора Александра Литвиненко с его другом Андреем Некрасовым, который пришел навестить его в госпитале Университетского колледжа Лондона. Разговор состоялся меньше чем за сутки до смерти отравленного чекиста.
«Я хочу выжить, чтобы показать им», – говорил Литвиненко. По словам Некрасова, из молодого сильного человека Литвиненко за время болезни превратился в подобие жертвы концентрационного лагеря, он едва мог шевелить губами. Перед смертью он выразил надежду, что даже если его организм не сможет победить яд, то «борьба за правду продолжится без него».
«Эти ублюдки достали меня, – прошептал Литвиненко. – но им не добраться до всех нас».
После смерти Литвиненко Некрасов рассказывал, что «кое-что повидал и в России, и в Чечне, но это самое ужасное преступление, которое я видел в своей жизни». По его словам, это было «медленное, садистское убийство».
Москва категорически отвергает какую бы то ни было связь с произошедшим. Неназванный помощник президента РФ Владимира Путина заявил, что обвинения, выдвигаемые против Кремля, настолько «невероятны и глупы», что президент не будет их комментировать. Смерть Литвиненко он назвал «человеческой трагедией».
Ранее обвинения в причастности к отравлению отвергла Служба внешней разведки (СВР). «Абсолютно не в наших интересах заниматься подобной деятельностью», – заявил руководитель пресс-бюро СВР РФ Сергей Иванов.
«Между Россией и Великобританией сложились отношения доверия и взаимопонимания, которые еще более укрепились в ходе саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге. И нарушать это взаимопонимание из-за нелепых обвинений в отношении российской стороны – абсолютный нонсенс», – подчеркнул Иванов. По его словам, «господин Литвиненко не тот человек, чтобы ради него омрачать двусторонние отношения». «Масштабы геополитические и масштабы личности несопоставимы», – сказал руководитель пресс-бюро. Он отметил, что с общечеловеческих позиций то, что произошло с Литвиненко, вызывает сочувствие и сострадание.
В Госдуме РФ подозревают Березовского
В Госдуме РФ предложили привлечь к ответу инициаторов попытки «притянуть» Россию к истории с отравлением Литвиненко. Так, председатель комитета Госдумы РФ по безопасности Владимир Васильев в четверг сказал: «То, что этому событию так много внимания уделяют СМИ, – это гарантия того, что все здесь будет ясно и понятно. Причем немного времени пройдет. И тогда тому, кто использовал это и кто привязывал к этому Россию, к месту и не к месту, за это придется отвечать».
Первый замглавы комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков (фракция «Единая Россия) считает, что попытка обвинить российские спецслужбы в отравлении Литвиненко – это очередная комбинация Бориса Березовского. «Господин Березовский давно не напоминал о себе, и вот в очередной раз он провернул такую комбинацию», – сказал он ранее. По его словам, «обвинения в адрес Москвы в связи с отравлением Литвиненко – все это полный бред и мыльный пузырь». На подобные досужие размышления не стоит обращать внимания, уверен депутат. В этой связи, по его словам, вызывает удивление, что в Европе активно цитируются подобные заявления с выпадами в адрес российских спецслужб.
В свою очередь, экс-директор ФСБ, председатель комитета Госдумы по делам ветеранов Николай Ковалев также назвал абсолютно несостоятельными предположения о том, что к отравлению Литвиненко причастны органы ФСБ России. «Вред действующей власти от «разоблачений» Литвиненко настолько ничтожен, что серьезно говорить о таком следе просто не приходится», – сказал он.
Депутат также не исключил, что к отравлению Литвиненко может быть причастен Березовский. Аргументируя свое предположение, он отметил: «Березовский уже серьезно подзабыт в нашей стране. Он исчез с экранов телевидения, со страниц печатных СМИ, и поэтому ему еще задолго до будущих парламентских и президентских выборов необходимо напомнить о себе».
Со своей стороны, член комитета Госдумы по безопасности, полковник ФСБ в отставке Геннадий Гудков сказал, что считает «абсолютно абсурдным» предположение, что Литвиненко могли отравить сотрудники российских спецслужб. «Литвиненко уже много лет живет в Великобритании, где получил политическое убежище, и он фигура пятого, а то и 10-го калибра, во всех российских политических раскладах», – отметил депутат.
Он также полагает, что нельзя исключить причастности к отравлению Литвиненко Березовского, либо кого-либо из его ближайшего окружения.
Литвиненко обвиняет Путина
В пятницу было обнародовано содержание предсмертной записки Литвиненко. В ней он обвиняет в своей смерти президента Владимира Путина. Заявление, зачитанное друзьями Литвиненко и цитируемое агентством Reuters, гласит: «Вам удалось заставить меня замолчать, но дорогой ценой. Вы показали себя безжалостным варваром, каким Вас и считают оппоненты. Одного человека можно заставить замолчать. Но волна протеста охватит весь мир и будет отзываться в Ваших ушах, мистер Путин, до конца жизни. Да простит Вас Гоcподь за то, что Вы сделали».
Официальная позиция Кремля
Администрация президента РФ Владимира Путина считает, что гибелью бывшего экс-офицера ФСБ и критика российских властей Александра Литвиненко должна заниматься британская полиция. «Смерть человека всегда трагедия. В настоящее время дело за расследованием случившегося правоохранительными органами Великобритании, где в последнее время господин Литвиненко проживал», – сказал представитель Кремля Дмитрий Песков. Это стало первой реакцией Кремля на смерть Литвиненко, скончавшегося в лондонском госпитале.
«Просил считать шахидом»
На смерть Литвиненко откликнулась еще одна сторона. Как утверждает контролируемый чеченскими сепаратистами сайт Chechenpress, некоторое время назад Александр Литвиненко принял ислам. Непосредственно перед смертью над ним были совершены все мусульманские обряды, специально приглашенный мулла прочитал над умирающим Литвиненко суру «Ясин». Сообщается также, что Литвиненко будет похоронен на мусульманском кладбище, с соблюдением всех надлежащих ритуалов.
Кроме того, Chechenpress утверждает буквально следующее: «Чувствуя приближение смерти, и понимая, что его убийцами являются Путин и его преступная клика, Александр Литвиненко просил передать моджахедам Чечни и Кавказа, чтобы они считали его своим братом по оружию, и просил Всевышнего Аллаха для себя участи Шахида».
С заявлением выступила и семья Аслана Масхадова, которая не пожалела хвалебных слов в адрес покойного экс-чекиста, называя его «братом, мусульманином и известным правозащитником», который «сохранится в вечной и благодарной памяти чеченского народа».
Краткая справка
Подполковник ФСБ Литвиненко бежал в Лондон после того, как обнародовал данные, якобы свидетельствовавшие о подготовке российскими спецслужбами покушения на российского олигарха Бориса Березовского, который получил политическое убежище в Британии. Литвиненко также издал книгу «ФСБ взрывает Россию». В ней он утверждал, что российские спецслужбы организовали взрывы жилых домов в Москве в 1999 году, дав тем самым повод для развертывания военной операции в Чечне. В последнее время Александр Литвиненко занимался расследованием убийства в октябре в Москве журналистки Анны Политковской, с которой поддерживал отношения и не раз встречался в Лондоне. Информацию о ее убийцах ему якобы передал итальянский эксперт по безопасности Марио Скарамелла на встрече в суши-баре. Это произошло 1 ноября - именно в этот день Литвиненко и стало плохо.