Адрес: https://polit.ru/news/2006/11/27/ts/


27 ноября 2006, 10:01

Транспортная система Дальнего востока нуждается в федеральной поддержке

В конце прошлой недели состоялось заседание совета при полномочном представителе президента в Дальневосточном Федеральном Округе. Руководители дальневосточных краев и областей, совместно с представителями министерств и ведомств решали, как должна развиваться транспортная система региона. На встрече, в частности, присутствовал и выступил губернатор Корякского автономного округа Олег Кожемяко.

Развитие транспорта в этих отдаленных и труднодоступных территориях – а это почти 40 процентов территории России – одна из самых важных задач региональных властей. Участники встречи отметили, что федеральное агентство по транспорту увеличило финансирование строительства дорог на Дальнем востоке и в Корякии, у северных территорий появляется возможность становится самодостаточными регионами, уходить от дотационности. Уникальное географическое положение региона позволяет активно сотрудничать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, но это практически невозможно без развития транспорта. Отсутствие дорог не позволяет в должной мере использовать богатейшие возможности Дальнего востока.

Было отмечено, что в данный момент строится мост через Амур в Хабаровском крае, начинается строительство ж/д и автомоста через Лену в районе Якутска. Реконструируется железная дорога на Сахалине, идет строительство «зимника» (так называется сезонная дорога; каждая четвертая дорога на Дальнем востоке – «зимник») в районе Паланы – это очень важная часть будущей федеральной трассы Петропавловск-Камчатский – Анадырь. По словам губернатора Корякии, подтвержденные запасы нефти, газа и золота в Корякии и на Чукотке позволяют рассчитывать на то, что строительство дороги окупится в ближайшие годы. По словам губернатора Олега Кожемяко, строительству этой трассы, проходящей по территории Камчатки, Корякии и Чукоткии, следует придать федеральный статус. Пока строительство идет незначительными темпами, но ожидается, что федеральное агентство по транспорту увеличит финансирование. Многие участки федеральной трассы, связывающей центр с восточными городами, находятся в плачевном состоянии и требуют ремонта. На встрече было высказано опасение, что вступление России в ВТО и, как следствие, увеличение наземного транспортного потока – еще более осложнит ситуацию с дорогами. И сейчас, ограниченная транспортная доступность регионов Дальнего востока, в частности, территории Корякии, отвлечение оборотных средства предприятий и бюджета на завоз грузов тормозят развитие экономики в целом. Транспортная составляющая цены всех товаров и услуг на Дальнем востоке – 25%, в среднем по стране – 12%. На Дальнем востоке около 100 аэропортов (за последние 15 лет их количество уменьшилось вдвое), 22 морских торговых порта (большинство портов – это федеральная собственность – находятся в критическом состоянии из-за недофинансирования.), 8 тысяч километров железной дороги. В некоторых регионах Дальнего востока железных дорог нет вовсе – в Якутии, Корякии, на Чукотке. Около 1000 населенных пунктов не имеют иной связи с миром, кроме как, по воздуху. По словам чиновников, в ближайшее время гражданская авиация на Дальнем востоке может столкнуться с тем, что не на чем будет летать -  парк машин сильно изношен. До сих пор нет закона, регламентирующего деятельность аэропортов. Только в последние годы за счет федеральной целевой программы начинают реконструировать аэропорты, в частности, в Палане – центре Корякского автономного округа. В связи с этим на встрече было высказано предложение создать единую Дальневосточную авиакомпанию.