Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что принял окончательное решение начать работу над строительством нефтепровода в обход Белоруссии. Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что он принял окончательное решение начать работу над строительством нефтепровода в обход Белоруссии. «Мы будем развивать Балтийскую трубопроводную систему от Унечи на границе с Белоруссией до Приморска с увеличением на 50 млн тонн в год и над этим активно работаем, – заявил он вчера телепрограмме «Вести». Он пообещал обойтись «максимально короткими сроками в части проектирования и строительства этого достаточно сложного проекта».
Эксперты оценивали этот проект строительства ответвления от нефтепровода «Дружба» в Приморск в $2–2,5 млрд. Где «Транснефть» собирается найти эти средства, Вайншток не уточнил. Нефтяники, у которых резко возрастут транспортные расходы в связи с новым маршрутом транспортировки сырья, выступление Вайнштока не комментировали.
Между тем Минск решил вчера поднять тариф на транзит российской нефти по территории республики, который не менялся десять лет. Несмотря на громкие заявления Александра Лукашенко о необходимости компенсировать стране рост стоимости сырья, поставляемого в Белоруссию из России, удорожание транзита нефти оказалось относительно незначительным – примерно на треть. Если до сих пор российские нефтяники платили за транзит по Белоруссии примерно $166 млн. в год, то теперь будут отдавать $224 млн. Так что белорусский транзитный тариф все равно остается относительно низким. Именно из-за этого российские нефтяники вряд ли захотят использовать новый маршрут через Приморск, сказал в интервью «Времени новостей» эксперт одной из транспортных компаний. А потому ответвление от «Дружбы» будет пользоваться спросом только в моменты обострения отношений с Белоруссией.
Как говорит глава белорусского аналитического центра «Мизеса» Ярослав Романчук, взаимоотношения Москвы и Минска позволяют предположить, что повышение тарифов на транзит российской нефти по территории Белоруссии может оказаться не последним. И в этом случае вполне возможно, что Россия пойдет на переориентацию экспортного маршрута. «В контексте строительства Северо-Европейского газопровода это означает лишение Белоруссии ее естественных транзитных преимуществ, – полагает Романчук. – В случае реализации этого решения Россия сможет повышать цены на энергоносители для Белоруссии, не опасаясь, что в ответ Минск создаст проблемы с транзитом».