НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 сентября 2007, 17:39

Эксперт: трубопроводы в обход Восточной Европы не выдерживают критики с экономической точки зрения

Альтернативы транзиту углеводородов через Украину, Польшу и Румынию пока нет, считает руководитель центра экономической политики институт Европы РАН Алексей Хайтун.

Существует 3 основные трассы: через Восточную Европу – Украина, Польша, Румыния. В настоящее время ищутся пути обхода, но, по мнению А. Хайтуна, альтернативы существующим путям нет. «В СССР была построена мощная система газопроводов, выбирались оптимальные трассы, к примеру, из Уренгоя в Германию. Сейчас мы имеем 7 газопроводов. 20 лет назад на строительство было потрачено порядка 3 млрд долларов, сегодня потребовалась бы сумма в 3 раза большая», - отметил эксперт, выступая в рамках VII Международного экономического форума в Крынице.

"Основная проблема в том, что трассы пролегают по территории нескольких стран, которые не могут между собой договориться . В результате ищутся пути обхода. Существует два варианта: северобалтийский – через Балтийское море и южный – через Черное море, через Турцию", - напомнил Хайтун.

«С точки зрения экономистов, эти трассы конкуренции не выдерживают», - полагает Хайтун. «Южная проходит через  пояс нестабильности – Закавказье, кроме того, она в полтора раза длиннее существующей, и дороже. Северобалтийский трубопровод не очень хорошо строится. На дне Балтийского моря могут быть различные препятствия – минные поля, корабли. В два раза дороже чем по земле и длиннее. В результате мы имеем политическое стремление к диверсифицикации путей подачи нефти и газа в Европу», отметил глава центра экономической политики института Европы.

В ближайшей перспективе, заявил Хайтун, поставки будут все равно осуществляться через Польшу, Украину, Молдавию, через трассы контролируемые суверенными государствами. Поэтому, по словам Хайтуна, необходимо договариваться политически. Проблема также в том,  что Западная Европа пытается избежать монополизма, у нас же добывают углеводороды всего  несколько крупнейших компаний.

«В Новом Уренгое есть две компании, поставляющие 2/3 российского газа, но они - всего лишь ООО, любое решение им нужно согласовывать с мелким куратором в "Газпроме". Вопрос – каким образом такая система сможет договориться со странами-транзитерами. В этом вопросе нет технологических и экономических трудностей – есть только политика», заметил Алексей Хайтун.

«Важно понимать, что существует не только конфронтация, но и взаимозависимость. На данный момент задача ученых – убедить договориться. А обходные пути – Северобайкальская трасса и трасса через Среднюю Азию, не выдерживают никакой экономической критики» - подытожил Хайтун.

Проходящий в первых числах сентября Экономический форум в Крынице имеет устойчивую репутацию "польского Давоса" и ведущего экономического конгресса на пространстве Центральной и Восточной Европы. Его организатором является варшавский Институт Восточноевропейских исследований, председатель Программного совета форума - Зигмунт Бердыховский. Как и в случае Венского экономического форума, Полит.ру является информационным партнером мероприятия.

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.