Адрес: https://polit.ru/news/2007/09/28/obshpalata/


28 сентября 2007, 21:34

Слушания Общественной палаты 27 сентября: благотворительность и "оранжевые революции"

27 сентября 2007 года прошли слушания Общественной палаты РФ по новому законопроекту МЭРТа о некоммерческих организациях («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля)), подготовленные комиссией Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтёрства  совместно с Комиссией по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.

Саид Баткибеков, директор Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, представляя законопроект, заметил, что «вопрос эффективности бюджетного и социального сектора во многом – вопрос конкуренции, и зависит от того, насколько учреждения, призванные лечить, учить, оказывать культурные услуги, ощущают давление – в хорошем смысле слова – со стороны своих партнеров, не являющихся государственными учреждениями».

Далее он рассказал о предлагаемых законопроектом методах создания этой конкуренции. Прежде всего, это льготы по налогу на прибыль для организаций, занимающихся платной деятельностью в социально-значимой сфере. Перечень видов деятельности (как заметил Баткибеков, пока что неполный и подлежащий дальнейшему расширению) включает в себя детское дошкольное образование, образование и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинские услуги для беременных женщин и новорожденных; услуги музеев и библиотек. В перечень включена также деятельность по социальной поддержке населения, в том числе реабилитационные услуги и предоставление временного приюта. Второе важное предложение, содержащееся в законопроекте, касается внесения дополнений в Налоговый кодекс в части, касающейся льгот по НДС. Оно направлено на  создание конкуренции и установление равных условий для государственных и негосударственных некоммерческих организаций, что, по замыслу авторов законопроекта, должно привести к повышению стандартов, эффективности и качества обслуживания, и развитию инвестирования в соответствующие отрасли. «Во многом вопрос эффективности бюджетного и социального сектора – это вопрос конкуренции, и зависит от того, насколько учреждения, призванные лечить, учить, оказывать культурные услуги, ощущают давление – в хорошем смысле слова – со стороны своих партнеров, не являющихся государственными учреждениями», -  пояснил Баткибеков.

Любовь Глебова, статс-секретарь – заместитель министра здравоохранения и социального развития, указывая на недостатки законопроекта, заметила, что механизмы реализации общественного контроля в нём не закреплены и должны будут разрабатываться отдельно, например, созданными правительством и Общественной палатой рабочими группами. Несмотря на это, в целом она положительно охарактеризовала инициативу общественного контроля и особо отметила, что «намерения в связи с усилением общественного контроля в том  или ином виде деятельности поддерживаются безраздельно», добавив, что министерство здравоохранения выражает готовность сотрудничать с Общественной палатой в этом направлении.

Сергей Абакумов, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, высказал предложения по дополнению перечня видов деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, на которую также распространялись бы налоговые льготы. Список предлагается расширить следующими сферами деятельности: просвещение, патриотическое воспитание, профилактика и охрана здоровья населения (без конкретного перечня болезней), физическая культура и спорт, пропаганда здорового образа жизни, профилактика проявлений ксенофобии, межнациональной и межконфессиональной розни, общественная дипломатия, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов, укрепление института семьи, профилактика детской беспризорности и безнадзорности, и мониторинг состояния гражданского общества.

Валентин Гефтер, эксперт Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, начал свое выступление с заявления об актуальности законопроекта, особенно в части налогообложения. Проект, по словам Гефтера, позволяет заполнить пробелы в законодательстве, которые давно являются предметом конфликта государства и благотворительных (в первую очередь правозащитных) организаций из-за нечёткости в определении понятия «благотворительность». 
По словам Натальи Каминарской, исполнительного секретаря Форума Доноров,
содержащиеся в законопроекте нормы, касающиеся помощи детям, детям-сиротам и социально уязвимым слоям населения – это «очень большое позитивное изменение, потому что решает вопросы, с которыми сталкиваются донорские организации в своей деятельности». Второе достоинство проекта – налоговые льготы для частных жертвователей, заявила Каминарская. «Не секрет, что во всем мире главными жертвователями являются именно граждане, а вовсе не компании, фонды и какие-то другие организации, поэтому специально предусмотренное стимулирование благотворительной деятельности со стороны граждан, налоговые вычеты, которые, я надеюсь, будут работать и помогут нам – это большой плюс для развития благотворительности в целом в стране».

Третий положительный момент, по словам Каминарской – то, что продолжается линия развития закона о целевом капитале и появляются налоговые вычеты для частных лиц, которые будут участвовать формировании целевого капитала. «Несмотря на то, что закон решает очень многие вопросы, о которых говорило, в том числе, донорское сообщество, на протяжении многих лет, всё равно в законодательстве до сих пор остается большое количество «незакрытых дырок». Читая текст законопроекта, всё равно остаётся впечатление, что благотворительность – это исключительно помощь сирым и убогим и многие другие содержательные вещи остаются за рамками понимания государством темы благотворительности. Точно так же благотворительность чаще всего рассматривается как денежная помощь, хотя, как известно, существует практика предоставления услуг и товаров в благотворительных целях и там вопросы, связанные с налогообложением, не до конца сегодня урегулированы. Хотелось бы более грамотного и комплексного понимания, что такое благотворительность», - заявила она.

«Это всё говорит о том, что у нас есть ещё над чем работать совместно общественными организациями и правительством, со стороны которого, я надеюсь, будут оставаться интерес и поддержка. Хотелось бы обсудить вопрос комплексной реформы законодательства в области благотворительной деятельности и в этом очень поможет, если государство и дальше будет чётко озвучивать свои приоритеты», - заключила Каминарская.

Дарья Милославская, директор программ в России Международного центра некоммерческого права, рассказала про особенности законодательства о благотворительности в различных государствах Европы и заметила, что в законопроекте не указано, в каких случаях статус организации, не облагаемой налогом на прибыль, прекращает свое действие. Подобная норма, по ее словам, содержится в законодательстве нескольких европейских стран. В целом, отметила Милославская, «законопроект очень хороший». «Это первый шаг к тому, чтобы наше законодательство соответствовало европейским нормам, и я надеюсь, что мы дальше пойдём по этому пути», - закончила она свое выступление.

Андрей Себенцов, начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями правительства Российской Федерации, начал выступление с критики «не самого удачного», по его словам, законопроекта, особо обратив внимание на несоблюдение сроков внесения законопроекта в правительство. «Несмотря на то, что предусмотренный срок внесения законопроекта в Государственную Думу – октябрь, нам в правительство не поступило ничего – ни концепции, чтобы её можно было утвердить, ни законопроекта, который и разрабатывать-то, не имея утверждённой концепции, было бы неправильно», - заявил Себенцов. «С точки зрения правительства никакого законопроекта пока что не существует». Кроме того, отметил он, некоторые положения законопроекта «вызывают сомнения». «В части добровольцев предлагаются весьма размытые формулировки, и если это попадет в концепцию, то нам придется заставлять правительство расширить круг органов, к которым мы обратимся, потому что через добровольцев распространяется ваххабизм в РФ, через них осуществляются «оранжевые революции» в некоторых государствах. Создавать для этого особо выгодные условия в Российской Федерации было бы неосторожно, поэтому появление этого вопроса сразу расширяет круг тех государственных органов, которые должны будут высказаться по поводу концептуальных норм этого закона», - пояснил он.

Игорь Честин, член Общественной палаты, директор российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF), присоединился к тем, кто оценил законопроект как «в целом положительный», предложив, впрочем, внести некоторые дополнения в перечень видов деятельности, не облагаемой налогами. В заключение он, ответив на выступление Себенцова, заявил, что «налогообложение некоммерческих организаций не имеет никакого отношения к распространению «оранжевых революций» и ваххабизму – это понятия совершенно разных сфер деятельности». «Уверяю вас, что если речь идёт об «оранжевых революциях», 17% налогообложения никого не остановят», - заметил Честин, чем вызвал аплодисменты зала.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Владимир Потанин, подводя итоги обсуждения, заметил, что хотя законопроект и не решает всех вопросов в данной сфере, но многие проблемы, с которыми сейчас сталкиваются благотворительные организации, частично решаются за счет принятия его принятия. «Мне кажется, не надо ждать всеобщей совершенной системы – мы накопили критическое количество вопросов, и должны принять законопроект сейчас, не закрывая, однако, глаза на то, что какие-то вопросы остались нерешенными», - резюмировал Потанин.