Эксперт: Говоря о радиационной безопасности, нельзя сбрасывать со счетов социально-психологические эффекты

В Мурманске на ФГУП «Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами» (СевРАО) введена усовершенствованная система радиационного мониторинга и аварийного реагирования. Проект направлен на повышение готовности сил и средств аварийного реагирования, повышение эффективности и оперативности принятия решений и реализации мер по защите населения и окружающей среды. Информация о состоянии атомного объекта и радиационном фоне теперь будет открыта не только для специалистов Росатома, но и администрации Мурманской области. В «Росатоме» планируют в следующем году полностью сделать доступными для всех желающих данные систем АСКРО (Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки), расположенных вокруг АЭС России.

Заместитель директора Медицинского радиологического научного центра РАМН, заместитель председателя Российской научной комиссии по радиационной защите Виктор Иванов считает, что любой гражданин должен иметь возможность получить информацию о безопасности работы атомных объектов.

«В настоящее время идет реорганизация атомной отрасли в России и, вместе с тем, происходит серьезная модификация стандартов МАГАТЭ в области защиты населения от радиационного воздействия. Это очень важно, поскольку нужно учитывать не только дозы облучения, но и другие факторы: возраст, общее состояние здоровья, состояние психики и т.п. Главный крен в стандартах МАГАТЭ сделан на оценке индивидуального риска. Вот для этой индивидуальной оценки потенциальных медицинских последствий и индивидуальных рисков, вся информация о радиационном фоне и другие сведения о состоянии атомных объектов должны быть открыты. Не только любой сотрудник, работающий в атомной отрасли, но также журналисты и просто интересующиеся граждане должны иметь возможность получить в случае необходимости эту информацию», - сказал журналистам Виктор Иванов. 

«Когда мы говорим о радиационной безопасности, нельзя сбрасывать со счетов социально-психологические эффекты, - продолжил Виктор Иванов. – Ведь, возможно, что вредного воздействия на каком-либо объекте нет. Но из-за недостатка информации человек может накрутить себе в голове такого, что у него действительно начнутся проблемы со здоровьем.  На знании человеческой психологии и строятся всевозможные провокации и ложные сведения об утечках и авариях на АЭС. Достаточно вспомнить пример, когда минувшим летом была распространена информация о якобы случившейся аварии на Волгодонской АЭС. В случае, если информация всегда будет открыта для всех желающих, противники развития атомной энергетики не смогут голословно говорить о вреде атомных объектов как это зачастую происходит. А скрывать нам нечего: состояние атомных объектов в России находится на самом высоком уровне».