НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 ноября 2007, 08:22

ФСБ против анекдотов – комментарий эксперта

Информацию о попытке преследования за анекдоты о Владимире Путине прокомментировала для «Полит.ру» старший научный сотрудник Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, известный исследователь анекдотов Александра Архипова. Приводим ее комментарий:

«Как помнят многие, одним из первых анекдотов о Путине, появившихся на сайте www.anekdot.ru был такой:

С 1 января 2000 года все анекдоты о Вовочке считать политическими.

Тогда все смеялись, и казалось, что этот анекдот – все лишь дань богатой анекдотической традиции Советского Союза:

Беседуют двое зеков.
Первый: — Знаешь анекдот?
Второй: — А ты знаешь, кем построен Беломорканал?
Первый: — Нет...
Второй: — Анекдотчиками!

«Анекдотчики» - осужденные по статье 58-10 «контрреволюционная агитация и пропаганда».

Спустя 7 лет ФСБ наконец прислушалось к «мнению» народа. События стали развиваться прямо в русле старого анекдота (если не учитывать степень саморекламы КПРФ в этой истории):

- Леонид Ильич, Вы собираете анекдоты о себе?

- Конечно, уже два лагеря собрал.

Если мы вчитаемся в текст письма нач. отдела УФСБ С.Б. Шарманова председателю территориальной избирательной комиссии, то увидим, что речь идет о разбрасывании листовок, в которых пропагандируется КПРФ, и на последних страницах которых есть анекдоты, где в некорректной форме упомянуты "Единая Россия", "Справедливая Россия" и Президент РФ Путин.

Случай использования фольклора и в частности анекдотов в качество ПРЯМОЙ агитации не единственный. Так, в 1918 году в качестве "большевистской пропаганды" среди солдат, а также городского населения в Петрограде распространялся сборник анекдотов "Анекдоты про царя Николая дикаря".

А вот пример, гораздо ближе нам по времени - из статьи доктора фил. наук, сотр. Пушкинского дома А.А. Панченко (Панченко А. А. «Письмо несчастья»: политика и фольклор // "Кирпичики": сборник по фольклористике и культурной антропологии. М.: РГГУ, 2008. (В печати)). Речь идет о традиционном письме счастья ("перепишите это письмо 7 раз, разошлите его..."), в которое "вставлена" предвыборная антипропаганда:

  

Святое письмо

Во имя отца и сына и святага духа! Это письмо было написано в Казани и в Москве. Его благословил о. Михаил Храма Преображения Господне, чтобы воспрепятствовать злому умыслу дурных людей. В эти дни к вам в квартиры будут приходить и предлагать водку, продукты люди от разных кандидатов в депутаты. За это они будут просить проголосовать за их кандидата. Если вы за такого кандидата проголосуете, с вами случится беда 7 марта, потому что Святая Церковь прокляла таких людей. Баба Мария из Новочебоксарска не послушалась святого письма и через две недели к ней домой вернулись люди того кандидата, который подкупал и жестоко убили, отрезали груди, а перед смертью заставили переписать квартиру на того кандидата.

Вернемся к самому факту «запрета анекдота».

Так или иначе, но выходит, что ФСБ поддерживает свою почти 80-летнюю традицию.

За период 1917 - 1925 гг. внесудебные полномочия ВЧК-ОГПУ расширяются и захватывают разные сферы деятельности советских граждан, в 1928 году подвергаются запрету ряд сатирических журналов, а в 30-м году происходит знаменитый диспут «Нужна ли нам сатира» и тогда же М.А. Булгаков пишет письмо Правительству СССР: 

 …«М. Булгаков  стал  сатириком  как  раз  в  то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в  СССР абсолютно немыслима».     Не мне выпала честь выразить  эту  криминальную  мысль  в  печати.  Онавыражена с совершенной ясностью в статье В. Блюма (№6 "Лит. газ"), и  смысл этой статьи блестяще и точно укладывается в одну формулу: всякий сатирик в СССР посягает на советский строй.

И это все -  при том,  что с момента отмены закона о цензуре в 1905 году вся политическая культура России на страницах газет и журналов, все партии и общественные деятели использовали как способ агитации анекдот и другие юмористические и сатирические жанры.

В 1926 году появляется в новом Уголовном кодексе печально известная статья 58-10 – о «контрреволюционной агитации и пропаганде», которая стала основанием для преследования «в случае систематического распространения слухов, сплетен, анекдотов».

Первые массовые аресты за анекдоты начались, по-видимому, в 1929 году – за «контрреволюционную пропаганду в виде троцкистских анекдотов» после разгрома оппозиции, и чуть погодя, во время коллективизации – аресты за анекдоты, «порочащие колхозный строй».

Из дневника 13 мая 1929 года.

 

ГПУ будто бы циркулярно распорядилось пресле­довать анекдоты, задевающие советскую власть. И все же фольклор не унимается (Шитц И. И. Дневник «Великого перелома» (март 1928 - август 1931). Paris: YMCA-press, 1991.)

Из служебной записки НКВД:

В сентябре м-це 1935 г. обвиняемый Фурман А. П. в штабе отд. развед. батальона 78 с-д в присутствии командиров - лейтенанта Глазкова рассказывал к-р троцкистского характера анекдоты, направлен­ные против вождей партии и соц. строительства, а, пользуясь тем, что являлся политработником, понуждал пересказывать Дунаева и Глазкова слышанные ими аналогично рассказанным им, т. е. Фурман, к-р анекдоты (1936-1937 гг. Конвейер НКВД: Из хроники «большого террора» на томской земле. Томск; М., 2004. С. 90).

Так сложилась традиция, до которой цензуре царских журналов, запрещающих анекдоты против царской фамилии, было ой как далеко. Нам казалось, что традиция ушла в прошлое, но видимо, нет,  и мы теперь с нетерпением будем ждать, какой будет «первый приз» за анекдот о Путине.

Анекдоты о Путине распространяются разными путями. Например, через статьи в масс-медиа. Вот далеко не полный перечень публикаций в центральных и региональных и международных СМИ за последние несколько лет:

Анекдот "в тему" // Якутия. 2000. № 214. 18 ноября.

Белгородская правда. 2002. № 6. 15 января.

Берри Линн (Lynn Berry). А про Путина и холодец анекдот слышали? http://www.inosmi.ru/stories/06/01/03/3471/228836.html. 16 июля 2006

Быков Д. Возвращение анекдота // Огонек. 2005. № 11 (март).

В стране и мире. Опята-декабрята // Брянский рабочий. 2006. № 195. 22 декабря.

Варшавчик С. "Смерть власти на конце останкинской иглы" // Арсеньевские вести. 2005. № 17. 21 апреля.

Васильев А. Партии - наш рулевой? // Волга. 2001. № 75. 29 мая.

Галкина раздражают девушки в белом // Молодой коммунар. 2005. № 40. 1 апреля.

Ерофеев В. Русский юмор – против всех // http://www.svobodanews.ru/Article/2006/06/15/20060615000000997.html

Кот в мешке // Амурская правда. 2006. № 192. 12 октября.

Крутаков Л. Путин "семье" ничего не должен // Время и деньги. 2003. № 41. 6 марта.

Липовецкий М. Президент Штирлиц // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). 2005.

Москва бьет рекорды // Белгородская правда. 2006. № 91. 30 июня.

Петров Э. "Питерское нашествие" в московский кремль? // Советская Чувашия. 2002. № 7. 1 декабря.

Путин - герой фольклора // BBC Russian.com. 2002. 10 октября. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/press/newsid_2318000/2318375.stm#3

Сазонов В. От притчей Соломоновых - до императорской короны // Калиниградская правда. 2006. № 183. 10 июля.

Сургутская трибуна. 2003. № 236. 12 декабря.

Анекдоты активно ходят в устной форме, по крайней мере, в Москве и Петербурге, распространяются в Интернете. Приехав ненадолго в Германию, я уже услышала по телефону из Москвы анекдот:

Слышали? Пушкин – это наше все, Церетели – это наше везде, и Путин – это наше всегда… 

Не анекдоты исчезли, изменился способ коммуникации. Даже если сейчас люди при встрече не спрашивают «Слышал новый анекдот о Путине?», фольклорная традиция все равно живет».

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.