Адрес: https://polit.ru/news/2007/12/25/tiz2/


25 декабря 2007, 19:13

Е. Ясин: Татьяна Заславская – образец соединения науки и нравственности

На состоявшемся вечером 24 декабря 2007 г.  праздновании 80-летия д.э.н., профессора, академика РАН Т.И. Заславской собрался цвет социологической и обществоведческой мысли России. Все выступившие на празднике отметили, что Заславская является эталоном настоящего ученого и человека. На вечере выступили Т. Шанин и А.Г. Каспржак (МВШСЭН), В.А. Ядов и Л.М. Дробижева (Институт социологии РАН), Ю.В. Арутюнян (член-корреспондент РАН), О.М. Здравомыслова (Горбачев-Фонд), Е.И. Ясин (ГУ-ВШЭ), А.Г. Вишневский (Институт демографии), А.Г. Гранберг (академик РАН), Т.Е. Кузнецова (Институт экономики РАН), В. Таривердиева, Т.М. Малева (НИСП), Л.Д. Гудков («Левада-центр»), С. Бабенко (Харьковский госуниверситет, Социологическая ассоциация Украины), В. Беленький, а многие другие коллеги смогли сказать добрые слова в адрес юбиляра уже в более неформальной обстановке.

Одним из наиболее ярких стало выступление д.э.н, научного руководителя, профессора кафедры статистики ГУ-ВШЭ Евгения Ясина. Публикуем выдержки из его выступления:

В воскресенье я, по просьбе журнала «Знание-Сила», написал небольшую заметку о связи науки и нравственности. Должен сказать, что я –  не поклонник тезиса о несовместимости гения и злодейства. К сожалению, жизнь меня научила, что всякое бывает. Но, все-таки, если ученые действительно преданы науке, получают удовлетворение от научной деятельности, то появляется ощущение гамбургского счета и это объединяет научное сообщество. Злодеи обычно не превышают определенной нормы.

Должен сказать, что в моих глазах, Татьяна Ивановна – образец соединения науки и нравственности. Она – моральный и духовный лидер нашей науки. Таких людей, в особенности в общественных науках, очень немного и, может быть, Татьяна Ивановна – самый яркий образец. Я должен сказать, что когда она работала в Новосибирске, вся её команда выглядела из Москвы как настоящая наука.  …Нам в ЦЭМИ жить тоже было можно, но мы все-таки считали, что Заславская и ее коллеги специально уехали в Сибирь, чтобы заниматься настоящей наукой. И отчасти это наверняка было так, по крайней мере, в том, что касается Т.И.

Своим студентам я сейчас стараюсь передавать то чувство удовлетворения от научной мысли, научной истины, от познания, которое собственно выделяет настоящих ученых в определенную касту. Они строго относятся к себе, к другим, не предавая в то же время никаких начал гуманности, порядочности и т.п.

Как и В.А. Ядов, я тоже расскажу небольшую историю о «Новосибирском манифесте» 1983 года. Я был на этом семинаре и, хотя я не был социологом, но отнесся к нему с большим сочувствием. Это было потрясающе интересный семинар. Сегодня я узнал, что КГБ дважды собирало сочинения Т.И. Заславской по всей стране [за инакомыслие], один раз – её работу по сравнению сельского хозяйства СССР и США, а второй раз – «Новосибирский манифест». В 1983 году я был в заграничной командировке, а её доклад лежал у меня в сейфе, туда нельзя было зайти, ключ я оставил дома. Мне позвонили и со страшной тревогой спросили: «КГБ собирает доклад Заславской, где он  у тебя?» Потом они нашли ключ и выцарапали доклад, а сейчас я очень сожалею, что принял участие в этой акции и сказал им, где лежит доклад. А мог бы этого не делать, и сейчас бы у меня «Новосибирский манифест» был бы не только в собрании трудов Заславской, но и в оригинале, это был бы исторический экземпляр.

Стоит отметить, что для того времени этот семинар и манифест были просто эпохальным событием. Если говорить серьезно, то, возможно, с этого начался процесс перемен. Нашлись люди, и Т.И. была первой, которая сказала об этом прямо.

Я часто задумываюсь о том, что сегодня мы сами иной раз позволяем себе такое двоемыслие: часто думаем одно, а сказать не решаемся. Принято цензурировать свои мысли. Возьмите интервью Шварцмана [в «Коммерсанте»]. Неужели никто из нас не знал [того, о чем он говорил]? На самом деле, все знали. У нас не было деталей: явок, паролей и прочее, но о главном мы знали и молчали. Хорошо, что этот парень, не знаю из каких соображений или не от большого ума нашелся и рассказал. Всю эту историю я теперь называю «казус Шварцмана».

Я призываю брать пример с Т.И. и желаю каждому иметь мужество не просто рассказать о том, о чем мы знаем, а обобщить, предупредить общество и настаивать на этом, проявлять смелость в том, чтобы эта истина становилась достоянием общественности. Не важно, какой у кого рейтинг и кто за кого голосует, важно, в чем истина. Истина открыта не такому широкому кругу людей и на них лежит большая ответственность перед обществом.

Дорогая Т.И., я хотел бы выразить глубочайшее восхищение вами, вашей деятельностью, вашей кристальной чистотой. Никогда у меня не было ни малейшего случая усомниться в вашем искреннем, чистом и порядочном отношении к жизни. Вы были, есть и будете замечательным образцом для всех нас.

Еще раз позвольте признаться вам в любви и пожелать всего доброго, здоровья, успеха и удачи. Вы достигли высоты человеческого духа, и нас учите этому, а я просто счастлив, что знаком с вами. Дай бог вам здоровья!

По отзывам всех коллег, вечер получился чрезвычайно душевным и волнующим. Рассказ Т.И. Заславской о своей жизни, поисках себя, трагических и радостных моментах её судьбы, не оставил никого равнодушным, порой на глазах присутствующих появлялись слезы. В заключение вечера, академик РАН с радостью и признательностью выслушав все положительные эпитеты в свой адрес, сказала: "Прошу меня не портить".

"Полит.ру" присоединяется к поздравлениям коллег и желает Татьяне Ивановне Заславской здоровья, удачи и всего-всего самого доброго.

На фото: Т. Заславская и Т. Шанин, 24 декабря 2007 г. Фотография А. Артамонова (МВШСЭН)