Константин Северинов: надеюсь, что в России появится возможность научных исследований с долгосрочной перспективой

Известный российский микробиолог, д.б.н., заведующий лабораториями Института молекулярной генетики РАН и Института биологии гена РАН, профессор Института микробиологии Waksman, Университет Ратгерса (США), Константин Северинов ответил на научную часть Новогоднего опроса «Полит.ру»:

1. Какое научное событие/открытие в микробиологии в 2007 г. Вам наиболее запомнилось, показалось наиболее интересным?

На мой взгляд, самым перспективным и интересным открытием в микробиологии в 2007 году явились пионерские исследования так называемых кластрированных, равномерно удаленных друг от друга коротких палиндромных повторов бактерий (CRISPR, clustered regularly interspaced short palindromic repeats) группой французских, канадских и американских ученых из датской компании Danisco (кстати, прекрасная демонстрация интернациональности науки).

CRISPR – удивительные повторяющиеся участки бактериальных хромосом, которые были впервые описаны в восьмидесятых годах прошлого века. Их функция была с недавних пор неизвестна. В работе, опубликованной в журнале Science в марте прошлого года, а также в последующей серии статей, авторы показали, что бактерии используют CRISPR участки для «накачивания» в них коротких фрагментов ДНК бактериальных вирусов (бактериофагов), что приводит к вирусной устойчивости. Ни механизм с помощью которого происходит вставка вирусного генетического материала в CRISPR, ни механизм возникновения устойчивости к вирусам неизвестны.

Биоинформатический анализ, проведенный группой Евгения Кунина в Вашингтоне, дает веские основания думать, что возникновение устойчивости происходит за счет механизма, подобного механизму РНК интерференции, нового способа регуляции экспрессии генов у высших организмов, за открытие которого была присуждена Нобелевская премия 2006 года. Я уверен, что в самом ближайшем будущем это предположение будет проверено экспериментально. Независимо от результата, CRISPR участки в скором времени дадут возможность контролировать экспрессию индивидуальных генов в самых разных бактериях и могут привести к революции, подобной той, которая произошла в генетике высших организмов после открытия РНК интерференции в 2001 году.

2. Чего Вы как ученый ждете от 2008 г.?

Как ученый, проводящий значительную часть времени в России, я надеюсь, что теперешняя ситуация полной неопределенности и неприемлемых задержек с финансированием по программам РАН (позволившим ряду российских ученых, работавших за рубежом, вернуться на родину и организовать здесь новые лаборатории), наконец разрешится, и появится возможность планирования и проведения научных исследований с долгосрочной перспективой.

Так как теперешняя ситуация в значительной степени связана с проволочками в Президиуме РАН, я также надеюсь, что госкорпорация «Роснанотех» с её значительным бюджетом и гибким управлением, будет проводить параллельные программы по привлечению и поддержке российских ученых, на мировом уровне работающих по профильным дисциплинам.

3. Какую книгу Вы бы посоветовали нашим читателям прочитать в новом году?

Из околонаучных книг, я всегда с большим удовольствием перечитываю сборники эссе Стивена Джея Гулда (Steven J. Gould), одного из крупнейших эволюционистов прошлого века и прекрасного популяризатора эволюционной теории и остроумного борца с креационизмом. Из беллетристики – «Бесконечный тупик» Галковского.

Полезные ссылки:

Интервью И. Стерлигова с К. Севериновым «О “Георгиевских” грантах, судьбе биофака МГУ и ценном вкладе авиатора Говарда Хьюза в науку», STRF.ru, 23 октября 2007 г.

Интервью Ю. Медведева с К. Севериновым «Гуд бай, Америка? В Россию вернулся ученый мирового уровня», «Российская газета», №4314 от 14 марта 2007 г.

См. также: