Известный специалист в области музейного проектирования, доктор искусствоведения, руководитель программы дистанционного образования «менеджмент в сфере культуры» МВШСЭН, заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии, автор книг о русском искусстве, Алексей Лебедев ответил на научную часть Новогоднего опроса «Полит.ру»:
1. Какое научное событие/открытие в музейном деле в 2007 г. Вам наиболее запомнилось, показалось наиболее интересным?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать маленькую предысторию.
Около 20 лет назад российские музеи были поставлены в новые хозяйственные условия. Смысл произошедших перемен сводился к краткой фразе, звучавшей в начале 1990-х годов в устах всех чиновников: «Учитесь сами зарабатывать деньги!». Музеи заставили делать то, что они делать не умели и не хотели. С трудом, через «не могу», но многие научились зарабатывать: появились музейные гостиницы, кафе, производство сувенирной продукции. В «Ясной Поляне» стали продавать даже сувенирные баночки с медом из усадебных ульев и повидлом из яснополянских яблок. Многие музеи завели туристические представительства в Москве, превратились в турагентов, успешно конкурирующих с коммерческими фирмами. Если в начале 1990-х годов 95 % в структуре доходов среднестатистического музея составляла продажа входных билетов, то спустя десятилетие, при общем росте доходов «с билетной кассы» ее доля у продвинутых музеев сократилась до 20-25 %; остальное – другие услуги, предоставляемые посетителю. Это был несомненный прорыв.
В 2007 году был внесен ряд изменений в законодательство, и теперь вся эта деятельность запрещена музеям «как неуставная», не соответствующая профилю учреждения. Музеям в очередной раз дали по рукам.
Это событие, несомненно, окажет сильное влияние на отечественные музеи. Другое дело, что его никак не назовешь научным. И уж тем более, открытием. Скорее, закрытием…
2. Что Вы как ученый ждете от 2008 г.?
Я жду музейного бума в России. Если начертить график посещаемости музеев, получится синусоида. Периоды спада сменяются «музейными бумами». При этом опыт второй половины XX века показывает, что в Россию музейный бум приходит с запозданием на 3-4 года по отношению к Западной Европе. В Европе очередной музейный бум начался в 2005 году. Годовая посещаемость Лувра достигла невиданной цифры в 7,3 млн. человек. Получается, что музейный бум у нас на пороге…
3. Какую книгу Вы бы посоветовали нашим читателям прочитать в новом году?
«Влиятельные музеи» Кеннета Хадсона.
Полезные ссылки и примечания:
1. А. Лебедев придумывает и реализовывает музейные проекты, а также пишет и выступает в СМИ по проблемам современных российских музеев. Наиболее яркий его музейный проект – Виртуальный музей русского примитива, из последнего – ряд концепций и проектов, в том числе экспозиция в колокольне Ивана Великого (Московский Кремль), Кордегардия Михайловского замка (Государственный Русский музей, СПб), мультимедиа-программы для Сургутского художественного музея, музейно-выставочный комплекс М.Т. Калашникова (Ижевск), корпоративный музей Татнефти (Альметьевск, Татарстан).
2. Лебедев А. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // «Российское экспертное обозрение»
3. Домашняя страница А. Лебедева.