Известный российский ученый, психо- и нейролингвист, доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ, зам. заведующего кафедрой, зав. отдела общего языкознания и лаборатории когнитивных исследований Института филологических исследований СПбГУ, Татьяна Владимировна Черниговская ответила на научную часть Новогоднего опроса «Полит.ру»:
1. Какие научные события/открытия в психо- и нейролингвистике/психологии или др. областях науки, которыми Вы занимаетесь, в 2007 г. Вам наиболее запомнились, показались наиболее интересным?
В качестве вводного, из важнейших за 2007 год я бы отметила исследование Грега Миллера (G. Miller) и Демис Хассабис (D. Hassabis): память имеет ту же природу и «адрес» в мозгу, что и воображение, фантазии, и этот «адрес» – гиппокамп [2-4]. Если он нарушен, то страдает не только сама память (т.е. воспоминания о прошлом), но и способность представлять и описывать воображаемые события, создавать сюжеты (т.е. осознание будущего или возможного). Эти результаты ассоциируются с открытыми ранее Джакоммо Риззолатти (G. Rizzolatti) и Майклом Арбибом (M. Arbib) т.н. зеркальными системами (mirror systems), которые также картируют внешнюю информацию – действия, совершаемые другим существом, реагируют, когда субъект делает что-то сам, когда видит это действие или слышит о нём [5].
Эти системы есть практически во всех отделах мозга человека, и активируются также при предвидении действия, при сопереживании эмоций или при воспоминаниях о них и т.д. Исследование гиппокампа как основы памяти и воображения, как и открытие зеркальных систем, показывают, по сути дела, то, о чём И.М. Сеченов писал более века тому назад: «Нет никакой разницы в процессах, обеспечивающих в мозгу реальные события, их последствия или воспоминания о них».
2. Что Вы как ученый ждете от 2008 г.?
Я жду, что наше правительство одумается и поймёт, что если Россия не хочет безнадёжно отстать от развитых в научном отношении стран, то она должна немедленно изменить принципиальное отношение к образованию и науке.
Наука – это научные школы, традиция, атмосфера, Учителя и Ученики... Если преемственность будет утрачена, всё рухнет. Никакие новые информационные технологии не могут заменить влияния личности, факела знаний, трепетно передающегося от поколения к поколению. Нельзя допустить рассеивания учёных в поисках денег и адекватных современному уровню условий работы: так и погибают школы, и на восстановление их уйдут десятилетия. Возможно, это не будет восстановлено никогда. Не стоит также думать, что успех страны – только в технологиях. Важен общий «бульон», «витамин», как называл это академик Б.В. Раушенбах (1915–2001), и в этом живительном бульоне важны все ингредиенты, в том числе гуманитарные.
Общество утратило адекватную систему ценностей: интеллект, бескорыстное служение Знанию, особое отношение к сложным задачам – всё это вышло за пределы «шкалы престижности». Стыдно платить учёным, преподавателям университетов зарплаты, в несколько раз меньшие, чем зарплаты малоквалифицированных рабочих и кондукторов автобусов!
Кроме того, если говорить более конкретно, то мы ждём получения давно обсуждаемого особого статуса двум главным университетам страны – МГУ и СПбГУ, с иным финансированием и иными правами.
3. Какую книгу Вы бы посоветовали нашим читателям прочитать в новом году?
«Критику чистого разума» Иммануила Канта.
Полезные ссылки и примечания:
1. Личная страница Т.В. Черниговской
Т.В Черниговская закончила отделение английской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики под руководством Л. Р. Зиндера, Л. А. Вербицкой и Л. В. Бондарко. До 1998 г. работала в Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН в лабораториях биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем (ведущий научный сотрудник). В 1977 году защитила кандидатскую, а в 1993 году докторскую диссертации. Читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ, Смольного института свободных наук и искусств, а также для аспирантов Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Сферы её научных интересов – психо и нейролингвистика, когнитивная лингвистика и психология, нейронауки, происхождение языка, теория эволюции, искусственный интеллект, развитие и патология языка.
2. Гиппокамп (от греч. Hippocampos – морской конёк) – часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную. // Википедия
3. G. Miller, "A Surprising Connection Between Memory and Imagination," // Science. 19 January 2007. Vol. 315. No. 5810. P. 312.
4. D. Hassabis et al., "Patients with Hippocampal Amnesia Cannot Imagine New Experiences," // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. January 30, 2007. Vol. 104. No. 5. P. 1726-1731.
5. Giacomo Rizzolatti and Michael A. Arbib. Language within our grasp // Trends in Neurosciences. 1 May 1998. Vol. 21. Issue 5. P. 188-194.
6. Breakthrough of the Year 2007: References and Web Links for the Runners-Up