Сегодня начался визит польского премьера Дональда Туска в Москву. В результате переговоров станет более ясна судьба всплеска напряженности, вызванной последними решениями Польши разместить на территории Польша ПРО США. Вряд ли Путин свернет проект газопровода «Северный поток». Максимальное, о чем сегодня смогут договориться Дональд Туск и Владимир Путин, это о давно ожидаемом уже снятии польского вето на начало разработки нового договора между Россией и ЕС.
После избрания премьером Польши Дональда Туска заговорили о потеплении отношений между Польшой и Москвой. В своей первой речи Туск заявил, что отныне намерен договариваться с Москвой, консультироваться с Россией по вопросу размещения ПРО США. В начале января Сикорский дал серию интервью, в которых изложил новые, более жесткие, условия размещения объектов США. А недавний визит нового главы МИД Польши Радослава Сикорского, в ходе которого тот заявил о снятии польского вето на соглашение между Россией и ЕС, а Россия в ответ заявила, что не будет оказывать давления на Польшу в вопросе размещения ПРО, укрепил оптимизм российской стороны.
Однако на прошлой неделе глава Радослав Сикорский, находясь с визитом в Вашингтоне, попросил у администрации США разместить на территории Польши военные базы НАТО для защиты от России. Это стало своеобразным ответом на планы генштаба РФ, заявившего о планах усилить группировки ПВО в Калининградской области в ответ на развертывание элементов ПРО в Европе. Разговоры о нормализации российско-польских отношений стали казаться преждевременными.
Выступая в Вашингтоне в Американском институте предпринимательства, Радослав Сикорский объяснил желание Варшавы разместить на своей территории военные базы США тем, что «в последнее время Польша испытала на себе давление и шантаж со стороны некоторых соседей, которые выступают резко против размещения американской системы ПРО в Восточной Европе». Министр объяснил, что в Варшаве не очень опасаются угрозы ядерной атаки со стороны Ирана, зато весьма обеспокоены поведением своего восточного соседа. Кроме того, в Вашингтоне Сикорский заявил о возможности создания на территории Польшы крупной натовской базы: «Мы являемся членом НАТО с 1999 года, но до сих пор на нашей территории нет ни одной крупной базы НАТО. А ведь мы являемся пограничной страной НАТО!». МИД Польши пока Сикорского не комментировал. В российском МИДе сказали, что российские военные не будут пренебрегать «адекватной реакцией». Возможно, это стало незамедлительными ответом на недавнее заявление начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск вооруженных сил РФ генерала-лейтенант Владимира Шаманова о намерении Минобороны перебросить дополнительные ракетные группировки «Искандер» в Калининградский район в ответ на планы размещения ПРО.
В любом случае, уже сейчас очевидно, что новый глава правительства Польши готов обсуждать с российскими собеседниками все волнующие их проблемы и выслушивать их сетования, однако это вряд ли повлияет на его окончательное решение. Более того, Дональда Туска будет ограничивать польское законодательство: по конституции приоритетным правом определять внешнюю политику обладает президент, а им все еще остается традиционный недруг Кремля Лех Качинский
Не менее интересным, и, по всей видимости, не более приятным, будет обсуждение проведения трубопровода Nord Stream по дну Балтийского моря. Вполне вероятно, что Туск готов в Москве вполне серьезно убеждать Владимира Путина в невыгодности, ненужности и угрожающем действии на экологию Балтийского моря этого проекта. Взамен Дональд Туск может предложить Владимиру Путину либо вторую нитку трубопровода Ямал-Европа через Белоруссию и Польшу, либо давний проект газопровода «Амбер», который может пройти через страны Балтии и Польшу.
Впрочем, во-первых, советник российского президента Сергей Приходько уже заявил вчера, что в Кремле не ожидается углубленная дискуссия по теме Nord Stream. К тому же, отказ Владимира Путина от проекта вероятен примерно так же, как и отказ Дональда Туска от размещения ПРО на польской территории.
И наиболее приятной и многообещающей частью переговоров между Владимиром Путиным и Дональдом Туском обещает стать тема преодоления польского вето на начало переговоров между Россией и ЕС. В конце 2006 года правительство Ярослава Качинского помешало Москве начать переговоры с Брюсселем о заключении договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве (СПС), очень важного для российских властей. Срок действия предыдущего соглашения между Россией и ЕС истек в 2007 году, а заключить новое стороны не могли из-за польского противодействия. Главной претензией Варшавы долгое время было российское эмбарго на поставку польской сельскохозяйственной продукции. Однако после избрания премьера Туска еще в прошлом году Москва сняла все свои претензии к польскому мясу. Кроме того, недавно министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий заявил, что в ближайшие дни будет решен вопрос с поставками в Россию из Польши фруктов и овощей (ранее российские санитарные службы заявляли, что в них содержится слишком много пестицидов).
Российская сторона надеется, что Туск пообещает Путину официально внести в повестку дня предстоящего 18 февраля заседания Совета ЕС вопрос о снятии вето на проведение переговоров.