15 февраля 2008 г. состоялась коллегия Министерства образования и науки России, на которой были обсуждены итоги деятельности Минобрнауки в 2007 г. и задачи на 2008 год. На коллегии принял участие первый вице-премьер Правительства РФ, курирующий направления науки и нанотехнологий, Сергей Иванов.
Он выступил с рядом тезисов о перспективных направлениях российской науки и образования, а затем выслушал отчетный доклад министра Андрея Фурсенко, выступления в прениях вице-президента РАН Валерия Козлова, председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, заместителя Министра экономического развития и торговли РФ Александру Левицкую, руководителя Федерального агентства по науке и инновациям РФ (Роснауки) Сергея Мазуренко.
В ходе своего выступления, С. Иванов, в частности, отметил, что «миссия Министерства – это обеспечение новой экономики высококвалифицированными кадрами, эффективное управление развитие самой науки и организация тесного взаимодействия с бизнес-сообществом. Третью задачу я бы поставил во главу угла».
Самая острая проблема российской экономики, на его взгляд, это нехватка высококвалифицированных кадров: «На предприятиях разных форм собственности …все руководители говорят: У нас нет проблем с деньгами, с закупками любого оборудования, у нас одна проблема – кадры. …Все сейчас начинает упираться, в первую очередь, в кадры. Не хватает менеджеров, высококлассных инженеров (а лучше и то, и другое, в одном флаконе, извините за моветон), и высококвалифицированных рабочих».
Первый вице-премьер отметил, что последним по ряду специальностей требуется высшее образование: «Люди с высшим образованием работают у станка, но мы то с вами понимаем, какой это станок, и какое образование нужно для того, чтобы на таком станке работать. Материальных жалоб от таких рабочих я не слышал, они получают 80-90 тыс. в месяц. Но таких рабочих очень мало».
По мнению С. Иванова, России необходима «широкая интеграция науки и образования, их совместная деятельность в интересах и по заказам нашей растущей экономики. Только объединение усилий этих двух составляющих позволит, во-первых, полноценно задействовать потенциал российской академической науки. Во-вторых, обеспечить современную профессиональную подготовку молодежи, в-третьих, воспитать у нее устойчивую мотивацию к инновационной деятельности, и в-четвертых, существенно повысить качество научных исследований. И, в конечном итоге, создать необходимые условия для коммерциализации результатов научной деятельности».
Он также подчеркнул, что при движении к этим целям должны соблюдаться единые подходы, а именно: «конкурсная основа и прозрачность распределения бюджетного финансирования, государственно-частное партнерство, развитие центров коллективного пользования, широкое международное сотрудничество и выработка актуальных научных проектов».
Говоря о проходившей последние несколько лет реформы Академии наук, С. Иванов отметил, что «последовательная реформа академического сектора предоставила нашему РАН значительно большие права и одновременно возложила на РАН большую ответственность, в том числе финансовую».
Он акцентировал внимание коллег на словах «прямую финансовую ответственность», а затем продолжил: «а также свободу выбора тематики исследования. Мы долго к этому шли, непросто к этому шли, я помню, какие были жаркие дискуссии, но в итоге мы коллективно пришли к такому принципиальному подходу: больше свободы, больше ответственности».
С. Иванов напомнил, что впервые были сформулированы и обеспечены ресурсами пятилетние перспективы развития фундаментальной науки: «На 5 лет вперед мы определили и направления и выделили под это финансовые ресурсы».