Абонентская база сотовых операторов России за первый месяц 2008 года потеряла 8 миллионов абонентов. Это произошло из-за изменений учетной политики второго по количеству пользователей оператора «Вымпелкома». В новом году компания стала вычеркивать из статистики тех абонентов, которые «молчат» - не пользуются платными услугами и не пополняют счет, – более трех месяцев. В результате абонентская база сократилась на 18% (11,4 миллиона). Номер по-прежнему сохраняется за клиентом, пока срок его «молчания» не превышает полугода.
«Мегафон» ещё раньше перешел на трехмесячную схему учета и списывает «молчащих» абонентов в конце каждого года. Совместные усилия двух операторов привели к падению количества абонентов: 164,84 миллиона против 172,87 миллионов в декабре 2007 года. «Аналогичное списание «Вымпелкомом» на пользу рынку, если и МТС последует их примеру, картина проникновения сотовой связи в России будет более близка к реальности», – заявил топ-менеджер «Мегафон Москва» Роман Проколов.
Руководство МТС отказываться от шестимесячной схемы учета абонентов пока не собирается. По словам пресс-секретаря компании Ирины Осадчей, даже «молчуны» приносят какой-то доход, принимая звонки. «Мы считаем, что наша политика учета абонентов полностью отвечает потребностям нашего бизнеса, и не собираемся её менять», – сказала Осадчая. Сейчас МТС лидирует по числу новых подключений: в январе их клиентами стали 59% новых абонентов по стране.
Размер абонентской базы – не единственная величина, по которой можно оценивать компанию, пояснил «Ведомостям» аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Инвесторов интересует размер дохода с каждого абонента (ARPU) и выручка. Выручка «Вымпелкома» на активного абонента в третьем квартале 2007 года составила 13,4 доллара в месяц против 10 долларов у МТС. «Мегафон» опередил соперников по этому показателю: третий квартал он закончил с ARPU в 15 долларов.