19 февраля 2008 г., выступая на пресс-конференции по поводу ситуации с временным приостановлением работы Европейского университета в Санкт-Петербурге, его ректор, доктор филологических наук, Николай Борисович Вахтин, в частности, сказал:
«По результатам пожарной инспекции мы сейчас работаем по устранению некоторых нарушений. Но пожарные нормы сейчас таковы, что объективно установить нормы пожарной безопасности очень трудно. Все это нас очень беспокоит и наводит на мысль о том, что кто-то хочет создать университету максимум трудностей. Я не хочу говорить “закрыть его”.
Далее Н. Вахтин остановился на возможных версиях причин закрытия Европейского университета:
«Кому и зачем это нужно? – этот вопрос, который мы задаем себе в течение последних полутора месяцев. Есть разные версии, как вы понимаете. Одна из них, что это просто издержки несовершенного российского законодательства и в частности издержки несовершенной системы правоприменения. У нас зачастую бывает так, что сегодня нормы толкуются так, а завтра они толкуются иначе. В такой ситуации, особенно в случае с пожарными, работа любого учебного учреждения может быть приостановлена по совершенно законным и формальным поводам, а истинные мотивы выясняются через некоторое время.
Я не могу исключить того, что давление на ЕУ связано с попыткой выселить университет из здания, которое мы занимаем с 1994 года. Как я уже сказал, это здание было выделено нам по решению тогдашнего мэра Санкт-Петербурга А.С. Собчака. Это наиболее напрашивающаяся версия, хотя версий может быть очень много. Я слышал даже такую, что всё это - тщательно спланированная пиар-кампания Европейского университета. Не буду опровергать её за её абсолютной бессмысленностью.
Есть и другие версии. Ни для кого не секрет и все это прекрасно понимают, что все эти события происходят в период избирательной кампании, когда наблюдатели за любым конфликтом склонны видеть самую большую политику. Мы должны понимать, что закрытие Европейского университета или, во всяком случае, скандал с приостановкой его деятельности как сейчас, вызывает и вызовет резонанс и в российском обществе, и в российских и зарубежных СМИ. Это уже происходит. Однако эту политическую карту пытаемся разыграть не мы. Напротив , всю предыдущую неделю мы делали всё от нас зависящее, чтобы погасить эту политическую волну.
Причина конфликта, причина этой ситуации с ЕУ лежит где-то вне пределов ЕУ, это кто-то другой, кому-то выгодно, чтобы в Петербурге, в период избирательной кампании, разгорелся скандал, причем именно такой скандал. Надо сказать, что цель выбрана очень точно. Атака на ЕУ покрывает сразу два пункта предвыборной программы основного кандидата в президенты РФ. Медведев высказывается о кардинальном изменении практики правоприменения и о важности инновационных форм образования. Одновременная атака на ЕУ, я сейчас оставляю в стороне остальные все похожие атаки, естественно приведет к тому, что кому-то покажется, что слова наиболее вероятного будущего президента расходятся с делом.
Это можно трактовать как целенаправленную кампанию по обострению ситуации перед выборами, причем обострение именно в Петербурге. Мы оказались здесь в хорошей кампании. Закрытие офиса Союза журналистов также несомненно вызовет соответствующий резонанс. Вчера Фонтанка.ру сообщила, что главное управление МЧС постановило подать на них в суд, приостановить работу СЖ на 90 дней за нарушения пожарной безопасности в 14 пунктов. Петербургская пожарная инспекция работает гораздо лучше, у нас 52 пункта».
В заключение своего выступления ректор ЕУСПб рассказал о том, что руководство университета собирается делать дальше:
«Прежде всего, мы будем терпеливо работать над устранением нарушений и использовать все правовые меры для того, чтобы возобновить работу университета. В настоящий момент, по закону, мы не можем проводить никаких занятий. Я слышал, что некоторые преподаватели ведут занятия у себя дома или в кафе к себе домой (ведь у нас, на самом деле, аспирантура, и большинство наших ребят работает над диссертациями, а работа по ним не может остановиться). Однако мне лично ничего об этом не известно, официально университет закрыт.
Мы будем всеми силами стремиться сохранить ЕУ – это наша главная цель и мы будем всеми силами стремиться развивать ЕУ и дальше. Сейчас нам для этого нужна поддержка гражданского общества, нам нужна ваша поддержка, нам нужна поддержка СМИ. Я знаю, что во многих научных ассоциациях и обществах Санкт-Петербурга либо уже написаны и опубликованы, либо готовятся письма в поддержку ЕУ, я знаю, что наши выпускники готовят коллективное обращение, я знаю, что наши нынешние слушатели студенты готовят коллективные и индивидуальные письма. Спасибо им всем. Любая подобного рода поддержка будет нам крайне полезна».
Позже на «Полит.ру» в разделе «Документы» появится расшифровка полной стенограммы состоявшейся пресс-конференции о ситуации с Европейским университетом в Санкт-Петербурге.
См. также:
- Суд отклонил ходатайство Европейского университета в Санкт-Петербурге
- Приостановка деятельности Европейского университета в Санкт-Петербурге: подробности
- Заявление Правления Санкт-Петербургской Ассоциации Социологов
- Как гасят пламя науки
- Почетный ректор ЕУСПб Борис Фирсов: социальные науки в независимом состоянии нужны только самим себе