В первый день весны социогуманитарная общественность всего мира празднует 150-летие со дня рождения известного немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (Georg Simmel) (1 марта 1858, Берлин – 28 сентября 1918, Страсбург).
Без преувеличения можно сказать, что научные идеи Зиммеля становятся все более важными для социологов России, хотя о «зиммелевском ренессансе», развернувшемся на Западе, говорить, пожалуй, пока рано. Размышления мыслителя об априорных условиях того, «как возможно общество?», по аналогии с кантовским «как возможна природа?», не могут не быть актуальными для тех, кто изучает и анализирует состояние российского социума.
Так, в ходе своей публичной лекции «Культуры современной России» (17 января 2008 г.) известный российский культуролог, социолог, переводчик, Борис Дубин («Левада-центр»), описывая зыбкое состояние солидарности в российском обществе, отметил, что «используя выражение Г. Зиммеля, одного из основателей общей социологии и социологии культуры, я бы сказал, что [в России] культура и сама общность, сплачиваемая такой культурой, «эфирные»: они испаряются, тут же исчезают и, кажется, вообще не очень верят во что-нибудь долговечное».
Большие усилия по знакомству российских исследователей с творчеством Зиммеля были предприняты в начале 1980-х гг. известным российским философом, социологом, ныне д.философ.н., профессором ГУ-ВШЭ Л.Г. Иониным. Кроме того, одной из наиболее заметных публикаций о Георге Зиммеле, по-прежнему, остается специальный номер «Социологического журнала» (№2, 1994), посвященный 75-летию со дня смерти немецкого мыслителя. Большая работа по его подготовке и переводам некоторых его статей и писем была проделана ныне д.соц.н., профессором ГУ-ВШЭ и МВШСЭН, А.Ф. Филипповым. В предисловии к этим публикациям он отмечает, что «среди достижений Зиммеля-социолога, быть может, одним из наиболее значительным является плодотворное исследование конфликта. Зиммель считается основоположником социологии конфликта, и его подход к этой теме будет интересен не только для теоретиков и историков социологии, но и для всех, кто пытается осмыслить сложную социально-политическую ситуацию в современном обществе».
См. также:
1. Georg Simmel Gesellschaft Bielefeld (Общество Г. Зиммеля)
2. К 75-летию со дня смерти Зиммеля // «Социологический журнал». 1994. №2.
Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // «Социологический журнал». 1994. №2.
Рамштедт О. Актуальность социологии Зиммеля // «Социологический журнал». 1994. №2.
Из писем Георга Зиммеля графу Герману Кайзерлингу // «Социологический журнал». 1994. №2. (В этой публикации её составители попытались показать Зиммеля не только как ученого, но и как человека в ситуации последнего решения последних вопросов).
Зиммель Г. Как возможно общество? // «Социологический журнал». 1994. №2.
Зиммель Г. Человек как враг // «Социологический журнал». 1994. №2.
3. Основные работы Л.Г. Ионина о Зиммеле:
Ионин Л. Г. Георг Зиммель — социолог. М.: Наука, 1981.
Ионин Л.Г. Социология Георга Зиммеля // История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979
Параграф о «зиммелевском ренессансе» «Буржуазная социология на путях переосмысления социологической классики» в кн.: Советская социология. Т. 1. М.: Наука, 1982. С. 274—285.
Ионин перевел одну из глав брошюры Зиммеля «Основные вопросы социологии» (Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии // Социол. исслед. 1984. № 2. С. 170-178).