Такая форма протеста против безальтернативных президентских выборов, как вынос незаполненных бюллетеней с избирательных участков, жестко пресекалась по всей России. Напомним, что идею забирать бюллетени и пересылать их в центральный партийный офис предложил своим сторонникам СПС. И даже член Общественной палаты Николай Сванидзе разрешил так делать в прямом эфире "Эха Москвы": "Да, вы имеете право унести свой бюллетень. Конечно. Другой вопрос – имеет ли это смысл делать. Это вам решать".
Однако на прошедших выборах "сделать это" удалось далеко не всем желающим. Накануне выборов председатели избирательных комиссий и наряды милиции, наблюдающие за порядком на участках, получили распоряжение пресекать подобную инициативу. Судя по стереотипным историям с мест, действия протекали по одному сценарию: сначала члены избирательной комиссии подходили к избирателю, каждый раз старательно разыгрывая возмущение таким беспрецедентным случаем "воровства бюллетеня", затем к делу подключалась милиция и "додавливала" несознательного гражданина авторитетом, вплоть до заламывания рук и отбирания паспортов.
По сведениям члена Общественной палаты Андрея Пржездомского, серьезных нарушений не зафиксировано, отмечены только случаи "социального шантажа" (это когда избиратели голосуют с условием решить их проблемы) и "курьезы". Надо полагать, случаи насильственного затыкания бюллетеней в урну Пржездомский квалифицирует как курьезы (т.е. забавные случаи, любопытные происшествия, что-л. смешное своей нелепостью).
Ряд таких курьезов проанонсирован в СМИ (разумеется, не все случаи и не во всех СМИ). В Участковой избирательной комиссии № 73 Петрозаводска представителями правоохранительных органов была задержана молодая женщина, которая забрала с собой бюллетень "на память" о президентских выборах, сообщает Закс.Ру со ссылкой на Центр политических и социальных исследований Карелии. То же издание сообщает о другом инциденте на избирательном участке №334 Петербурга: здесь кабинки для голосования были устроены таким образом, что окружающие могут увидеть, за кого он голосует. Сочтя, что тайна голосования нарушается, избиратель решил уйти из участка со своим бюллетенем, однако один из членов УИК заявил, что уносить бюллетень с участка нельзя, сославшись при этом на Федеральный закон (не называя сам закон, потому что такого закона не существует). После долгой словесной перепалки, звонка председателю территориальной избирательной комиссии избирателя отпустили, однако он тут же был остановлен милицией. Его выпустили из участка только с разорванным бюллетенем.
Агентство Ura.Ру со ссылкой на РУВД Ленинского района Екатеринбурга сообщает, что сегодня в управление поступило много избирателей, рвавших бюллетени. Правоохранительные органы расценивают эти действия, как нарушения общественного порядка. Особенно в этом районе отличился екатеринбуржец, порвавший бюллетени и швырнувший их в лицо членам избирательной комиссии. Избиратель был увезен нарядом милиции, а обрывки, по решению комиссии, были брошены в урну "для восстановления статистики". Местные наблюдатели отметили высокий (по сравнению с прошлыми кампаниями) уровень протестного голосования и порчи бюллетеней.
Радио "Свобода" сообщает еще о трех таких случаях. Григорий Миронюк пришел на 18-й избирательный участок микрорайона Гагарина города Балашихи и хотел забрать с собой бюллетень по выборам президента, но был остановлен милицией: "Задержали и держат меня на избирательном участке - проголосуйте и идите свободно, куда хотите. Был разговор о том, что мы вас отвезем в ОВД. Я говорю - тогда вы будете меня отсюда выносить, потому что за пределами избирательного участка я не знаю... Протокол о задержании не хотят составлять". На 18-й участок приехал начальник районного ОВД Сергей Васильев, который заявил, что закон "О выборах" это запрещает: "либо они вообще не приходят, либо они приходят и голосуют, оставляя избирательный участок. Зачем они зарегистрировались, взяли бюллетень? Это вам не игрушка".
Алексею Убутьеву тоже не удалось уйти с незаполненным бюллетенем. Его задержала майор милиции в гражданском: "Тогда я буду здесь сидеть, пока вы подумаете - имею я право или не имею. Приехал чуть погодя наряд милиции - пройдете с нами. Я говорю - а куда я с вами пойду, я еще не проголосовал. Они говорят - вы дождетесь того, что мы сейчас будем применять силу. Я говорю - применяйте, только тогда вызовете свидетелей и заберем их отсюда. Они говорят - нет, свидетели будут на месте ОВД. Я говорю - тогда я с вами никуда не поеду".
В результате этим избирателям (их было трое) разрешили взять с собой ксерокопии при условии, что сами бюллетени они заполнят и опустят в урны. Ксерокопировать водили под конвоем - один спереди, один сзади.
Среди случаев нарушений, зафиксированных на "Горячей линии "Прозрачные выборы", есть даже такой: "На участке 3271 [в Москве] забрали паспорт, удерживают на данный момент, пытался выйти с участка с бюллетенем".
В Екатеринбурге (Свердловская область) на участке № 1388 старший лейтенант милиции Валерий Грозных заламывал руки пожилому человеку, который хотел вынести бюллетень. Сообщил об этом человек, который заступился за потерпевшего, но тоже напоролся на "насилие" со стороны лейтенанта.
Еще примеры с того же сайта (см. также коммьюнити elections_day в ЖЖ):
Пушкинский (Московская область), избирательный участок в школе №9. Владимир Казанский. Хотел забрать бюллетень с избирательного участка, ему запретили.
г. Пушкин, ул. Дзержинец, школа № 9. На избирательном участке в школе № 9, при голосовании участник выборов хотел забрать бюллетень домой - запретила милиция.
Избирателю в Бургасе (Болгария) не разрешили забрать бюллетень, объяснив это так: вы испортите нам всю отчётность, забирать бюллетень - нарушение законодательства.
Сотрудники милиции избили Антона Назарова, журналиста химкинской газеты, заставляя голосовать на выборах. Об этом сообщили "Грани.Ру", "Эхо Москвы", "Каспаров.Ру", "The New Times". А вот что он сам пишет об этом инциденте в своем блоге j-o-u-r.
"Попробовал провести на своём участковом избирательном участке № 2999 (г. Химки, клуб "Контакт") журналистский эксперимент: зарегистрировался, получил бюллетень и попытался вынести его с собой. В итоге был не только остановлен, но и избит сотрудниками милиции, хотя и предъявил своё журналистское удостоверение. Травм как таковых нет, но руку, возможно, потянул. Председатель УИК Л.С. Чеботарева отказалась при этом показать мне некую статью ФЗ, на которую всё время ссылалась, о том, что я, якобы, не имею права уносить бюллетень с собой. Как я узнал, начальник Химкинского управления внутренних дел (Булатов Р.Б.) издал устное распоряжение не выпускать избирателей с участков с бюллетенями".
Другому журналисту удалось вынести бюллетень без проблем, но рассмотрев его поближе, журналист убедился, что это был не совсем бюллетень: "Прикол в том, - пишет он, - что на нем не стояла печать избирательного участка, т.е. его бы могли признать недействительным, а могли и признать... в зависимости от галочки".
Сейчас отечественные блоги, наряду с фотографиями унесенных бюллетеней или с с сообщениями о таковых ("Я получил настольный офисный набор за то, что забрал бюллетень домой", хвастается lj-юзер trankvilizator) переполнены еще и рассказами тех, кого милиция задержала при выносе ценной бумаги. Пока не доработан закон, запрещающий ссылаться на блоги, вот пара красочный рассказик блогера f2050.livejournal.com.
Сразу положил президенткий бюллетень в рюкзак, на что самка отреагировала довольно живо типа "а что это вы делаете?" Я спросил: "Я что, не имею права класть его в рюкзак?" Она временно успокоилась [...] самка за мной уже следила, и на выходе из зала меня остановила она с сотрудником милиции... Что только мне не говорили: и что я путаюсь совершить хищение (???), и что я пытаюсь уничтожить агитационные материалы... И еще было с десяток причин. В том числе несколько раз до того доходила светлая мысль - предложить мне проголосовать "против всех", хотя такого пункта давно нет.
Еще были варианты предложить мне написать на нем, что я протестую против режима и опустить в урну (я говорил, что я не протестую ни против чего, я просто хочу забрать бюллетень). Потом подошла какая-то довольно пожилая женщина, которая отказалась представиться, и вообще вырвала у меня из рук муниципальный бюллетень типа: "Что вы хулиганите, не хотите голосовать идите отсюда". В итоге, когда уже все представились, и милиция и члены комиссии, оказалось что она директор этой школы, по совместительству председатель комиссии. Акимова Светлана Петровна, бедные дети ее школы. Странное у нее понятие о хулиганстве.
Милиции я говорил только одно "я собираюсь исполнить закон в полной мере, найдите мне строку закона что я не имею права выносить бюллетень - и он ваш". К их чести - они начали искать... Директриса не унималась: несла и несла какую-то чушь непрерывно и не умолкая (на очень повышенных тонах). Я ей сказал, что пока она мне не вернет бюллетень, общаться с ней не буду. Пыталась торговаться, типа она вернет, а я обещаю, что проголосую. Я не соглашался. Еще был аргумент - типа это документ строгой отчетности и им будет надо за него отчитываться (я им говорил что соболезную, но я-то тут причем? я-то имею право его уносить).
Набрала какой-то номер кого-то из ЦИК, и там мне довольно вежливо сказали, что по закону хоть я и имею право его уносить (и странно было бы, если нет), но делать это мне не дадут, и что по хорошему выбора у меня нет.
Милиционер также был уверен, что я его записываю на диктофон (хотя на самом деле не записывал - у меня не было цели совершить политическую акцию или выявить идиотов - мне правда просто хотелось бюллетень), поэтому вёл себя довольно вежливо, хотя и намекнул, что сейчас найдёт 2-х понятых, мы пойдём в отделение и "был бы человек - а статья найдётся".
Короче было еще много чего: и угрозы директрисы позвонить моему ректору (привет, Советский Союз, это было особенно смешно), и угрозы вплоть до разбирательства на уровне ФСБ (типа будут выяснять кому я хочу ПРОДАТЬ бюллетень, прощай презумпция невиновности). В итоге к концу часа вокруг меня собралось 5 сотрудников милиции, наблюдатель из ЕдРа (обидно, что от других партий наблюдателей не было, хотя при таком-то списке муниципальном - не удивительно :), несколько членов избирательной комиссии, и никакой возможности его унести не было (т.к. уговорить ветер или скалу бессмысленно, а подготовки и поддержки у меня не было, чтоб прорываться), поэтому в итоге бюллетени оказались в урне (просто рвать их я не собирался, цели выражения гражданского протеста у меня тоже не было)".
Объяснить, почему избирательные комиссии с ножом у горла вырывают бюллетени у избирателей, просто. Вот что сказал в эфире "Эха Москвы" Андрей Илларионов: "Если вы не приходите и если вы бойкотируете выборы, то в таком случае не надо даже вбрасывать во многих случаях бюллетени: избирательные бюллетени, как это демонстрировали события 2 декабря 2007 года, будут исправлены соответствующим образом. А поскольку сданные бюллетени уничтожаются буквально в течение нескольких недель или максимум месяца после проведения этой операции, ни у кого в том числе у граждан России не остается никакого шанса проверить, как на самом деле голосовали люди. Только в том случае, если вы забираете бюллетень с собой, у вас остается официальное подтверждение на руках, официальный избирательный бюллетень, только в этом случае у вас сохраняется шанс использовать его так, как вы считаете нужным. В противном случае, голосуй за кого бы то ни было, не голосуй, не приходя, вы просто отдаете свой голос людям, которые будут им злоупотреблять".
В Законе о выборах непременное засовывание бюллетеня в урну не вменяется в прямую обязанность избирателю, так же как нет запрета на вынос бюллетеня. Пока действует норма права "что не запрещено, то разрешено", которая истолковывается очень произвольно. Нет никаких сомнений, что к следующим выборам Чуров устранит это досадное упущение.