Адрес: https://polit.ru/news/2008/03/11/struchkov/


11 марта 2008, 19:19

«Гардиан» о секрете научной продуктивности Юрия Стручкова, самого цитируемого ученого мира в период 1981-1990 гг.

Британская газета «Гардиан» посвящает одну из своих статей рассказу о советском ученом Юрии Стручкове (1926-1995), установившем рекорд по суперчеловеческой скорости написания научных статей. Отмечается, что в течение десяти лет он опубликовал больше, причем гораздо больше, исследовательских статей, чем любой другой ученый на Земле. Статья написана Марком Эбрэхемс (Marc Abrahams), издателем выходящих два раза в месяц «Анналов невозможных исследований»  (Annals of Improbable Research) и организатором Игнобелевской премии (пародии на Нобелевскую).

В статье говорится, что Стручков были директором Института элементоорганических соединений РАН. Он был одним из величайших кристаллографов мира. Кристаллографы используют рентгеновскую установку, чтобы исследовать внутреннюю структуру кристаллов. В 20-м веке это эта техника позволяла химикам изучать структуру сложных молекул. Многие химики заслужили славу и честь – а в некоторых случаях и Нобелевскую премию – используя кристаллографию для изучения химических секретов природы.

Несмотря на свою известность в кристаллографическом сообществе, Стручков был почти неизвестен до 1992 года. В том самом году, Дейвид Пендлбюри (David Pendlebury), сотрудник Института научной информации в Филадельфии, использовал массивную институтскую базу данных научного цитирования для того, чтобы посмотреть, кто же из ученых написал наибольшее число статей за период 1981-1990 гг. Победителем, неожиданно для всех, стал малоизвестный Стручков, который опубликовал за это время 948 статей как автор или соавтор. В среднем, в течение 10 лет новая статья Стручкова выходила каждые 3,9 дней.

«Гардиан» отмечает, что золотой пробег Стручкова начался задолго до 1981 года и продолжился после 1990 года. Но никто уже не подсчитывал статистику за другие годы.

За свой поразительный вклад в дело мировой литературы, Юрий Стручков получил Игнобелевскую премию в области литературы. Стручков умер в 1995 году.  В некрологе, опубликованном в журнале Acta Crystallographica, сказано, что всего он опубликовал 2000 статей. В строках, где авторы восхищаются продуктивностью Стручкова, говорится: «Кто-то может спросить, а почему Юрий так сильно настаивал на публикации, что не давало ему сделать свою жизнь более легкой? Его наиболее убедительный аргумент по невступлению в КПСС было таким: он был так глубоко погружен в исследования, что это не оставляло ему времени ни на что другое. Он понимал, что единственной его задачей было упорно работать, сегодня упорнее, чем вчера, а завтра еще упорнее, чем сегодня. Только в 1988 г. он был награжден золотой медалью им. А.Н. Несмеянова и с запозданием был избран членом-корреспондентом РАН в 1990 г.».

«Гардиан» с малоскрываемой иронией замечает, что упорная работа – это одна возможность, но еще одно объяснение секрета столь высокой научной продуктивности Стручкова было дано западными учеными, знакомыми с ситуацией в СССР. Мол, в стране не хватало оборудования для проведения исследований в области кристаллографии. И ходили слухи, что ученых приглашали использовать оборудование в Институте элементоорганических соединений РАН в обмен на добавление определенного имени в список соавторов (конец статьи).

От себя заметим, что из информации, опубликованной на сайте Института элементоорганических соединений РАН, следует, что Ю.Т. Стручков не был его директором. Там сказано, что Институт был создан и в течение 26 лет возглавлялся академиком А.Н. Несмеяновым (годы жизни - 1899-1980 гг.). "После него Институтом руководили академик А.В. Фокин (1980–1988) и академик М.Е. Вольпин (1989–1996). С 1996 г. директором института является академик Ю.Н. Бубнов". Получается, что административная должность ученого в "Гардиан" приведена с ошибкой, он был заведующим одной из лабораторий Института. Об этом же свидетельствует Памятный альбом ИНЭОС 50 (1954-2004 г.г.), на 6-ой странице которого приведены имена четырех уже указанных выше директоров, а на 59-ой странице есть фотография сотрудников Лаборатории Ю.Т. Стручкова.

На сайте Химфака МГУ опубликован весьма лестный рассказ о жизни и деятельности Юрия Тимофеевича Стручкова. В частности, сообщается, что «в эпоху трудоемкого “ручного” исследования кристаллических структур по дифракционным данных, полученным фотометодом (расшифровка одной структуры занимала около года, а ее современное уточнение, требующее компьютера, не проводилось), Юрий Тимофеевич ясно видел огромную перспективу использования рентгеноструктурного метода в химии. ...Достигнув высокого профессионализма в структурных исследованиях, Ю.Т. Стручков приступил к последовательному внедрению рентгеновского метода в химию. Вместе с организованной им группой, а затем лабораторией рентгеноструктурных исследований он сформировал не имевший аналогов поток новых экспериментальных данных и их химическую интерпретацию в самом широком круге задач. Лаборатория Стручкова в ИНЭОС АН СССР стала точкой притяжения лучших научных коллективов страны и одним из главных центров структурных исследований во всем мире».

Кроме того, сайт факультета сообщает, что «в 2000 г Ю.Т. Стручкову присвоен сертификат одного из самых высокоцитируемых ученых в мире, оказавших наиболее существенное влияние на развитие определенной области науки».