29 марта 2024, пятница, 15:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 мая 2008, 13:11

Нужно ли убивать лесных отшельников?

В конце апреля - начале мая 2008 года Сводная мобильная группа (СМГ) Фонда "Общественный вердикт" и Рязанского общества "Мемориал" выезжала в Костромскую область для выяснения обстоятельств гибели отшельника, известного по прозвищу "Леший". Кроме того, эксперты мобильной группы выясняли, имелись ли законные основания для задержания этого гражданина и для применения Костромского ОМОНа во время задержания.

Как стало известно из сообщений СМИ, неизвестный по прозвищу "Леший" в течение двадцати лет проживал на территории Кологривского заповедника без ведома местных властей, незаконно занимался вырубкой леса и охотой. В результате операции Костромского ОМОНа и сотрудников милиции города Кологрив "Леший" был убит выстрелом в голову. По официальным сообщениям, гибель отшельника 14 марта 2008 года стала случайным результатом операции "по обезвреживанию вооруженного до зубов браконьера".

Юристы мобильной группы провели опрос жителей городов Мантурово, Кологрив, деревень Суховерхово, Починок, Федорково, поселка Аверьяновка. Вопреки большинству публикаций, а также комментариям администрации заповедника и представителей правоохранительных органов, опрошенные опровергали сообщения о том, что "Леший" занимался браконьерством и воровством, "держал в страхе" местных жителей. Напротив: многие, кто периодически общался с отшельником лично, отмечали его доброжелательность, общительность, открытость. Опасаться выходить из леса он начал только после того, как был создан Кологривский заповедник. По словам жителей, "Леший" жаловался знакомым, что работники заповедника ему угрожают.

Кроме того, вызывает сомнение утверждение официальных лиц о том, что "Леший" скрывал свое настоящее имя. Согласно сведениям, полученным в результате бесед с местными жителями, за полгода до трагедии сотрудники милиции изъяли у отшельника паспорт. При этом у экспертов мобильной группы не вызывает сомнений то, что сотрудники правоохранительных органов знали имя и фамилию гражданина, к которому они приходили в жилище, расположенное в Кологривском лесу.

Из бесед с представителями Мантуровского межрайонного следственного отдела экспертам мобильной группы удалось выяснить, что в операции по задержанию "Лешего" принимали участие не 10, как было заявлено в СМИ, а 16 человек, из них 8 сотрудников ОМОНа, вооруженных огнестрельным оружием (один- снайперской винтовкой). Пулевое ранение в голову "Леший" получил не из снайперской винтовки, как сообщалось в СМИ, а из автомата.

Во время посещения экспертами администрации заповедника заместитель директора заповедника Павел Чернявин позвонил в Москву своему руководителю, директору Синицину, который дал указание на официальный запрос правозащитников по "делу "Лешего" ответов не давать. Исполняющий обязанности начальника Кологривского ОВД подполковник милиции Андрей Потёмкин (участвовавший в операции по задержанию "Лешего") посоветовал направить запрос об обстоятельствах операции в пресс-службу МВД Костромской области, а сам лично официальный ответ дать отказался.

Согласно предварительным выводам экспертов сводной мобильной группы, усматривается, что органы предварительного расследования не вызывали и не допрашивали свидетелей, которые знали и могли дать информацию о данных, имеющих существенное значение для расследования дела. Это стало известно из бесед экспертов с потенциальными свидетелями. Также есть основания полагать, что местожительство "Лешего" и его личность были известны, в том числе и должностным лицам правоохранительных органов Кологривского района, еще до произошедших событий. Информация о том, что "Леший" якобы был "неизвестным бородачом", не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, есть причины сомневаться в правомерности применения силы в отношении гражданина, жившего в Кологривском лесу. Прежде всего, это касается руководителей Костромского УВД, которые санкционировали сомнительные оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения "Лешего", а затем, без должных оснований, применили в отношении него силу с
использованием специального подразделения (бойцов ОМОНа). Эксперты полагают, что у органов власти не было никаких доказательств того, что "Леший" занимался противоправной деятельностью или совершил какие-либо преступления. Следовательно, по предварительным итогам применение силы, повлекшее смерть человека, не было оправдано.

Окончательные выводы расследования Фонд "Общественный вердикт" и Рязанский "Мемориал" обещают довести до сведения общественности и СМИ.

РАНЕЕ ОБ ЭТОМ И ВОКРУГ

Ирина Петровская ("Известия"): "В программе "Пусть говорят" обсуждали смерть костромского отшельника, на которого устроил облаву местный ОМОН. Этот отшельник много лет прожил в заповедном лесу, время от времени подворовывая продукты и необходимые предметы обихода у окрестных крестьян. В капканы, расставленные им в лесу, иногда попадали сотрудники заповедника. Вот власти и решили избавиться от местного "лешего", пугающего людей. Устроили облаву и застрелили. Жуткая история.

Потом по посмертной фотографии его вроде бы опознали родственники. Один из них приехал в московскую студию. А еще организовали телемост с Кишиневом, где проживает бывшая жена убитого.

На большом экране немолодая, нарядная (а как же - по телевизору будут показывать!) женщина и ее дочь с грудным младенцем на руках рассказывают про своего отца-мужа: что бросил их 20 лет назад, что никаких вестей от него давно нет, что дети за это время выросли и уже родились внуки. "Вы его любили?" - интересуется ведущий. "В молодости любила, наверное". - "А вы знаете, что случилось в костромском лесу?" "Нет", - растерянно отвечает женщина. Малахов как будто изумлен, тяжело вздыхает, опускает голову. "Расскажите ей сами", - предлагает он родственнику погибшего, сидящему тут же в студии.

И тот без всякой подготовки с места в карьер: "Нина, убили Сашку". По всему видно, что женщина ошарашена известием. "Сейчас вам наши молдавские коллеги покажут фотографии, - говорит Малахов, - может быть, увести из студии дочь с ребенком?" - "Нет, пусть она останется", - шепчет женщина.

Даже бесцеремонная и вечно галдящая публика программы "Пусть говорят" в этот момент потрясенно замолкает. Да, много чего было в эфире этой и других программ, но опознания женой погибшего мужа еще точно не было. Понятно, что в кишиневской студии сейчас нет ни врачей, ни психологов, ни элементарного валидола - всего того, что обязательно сопутствует этой тяжкой процедуре в цивилизованных, а не студийных условиях.

Через несколько минут, продолжая разглядывать фотографии погибшего (с бородой и без), побледневшая от пережитого женщина сообщает, что это вроде и не ее муж. А может, и он. У него еще была татуировка на руке... "Есть татуировка", - подтверждает Малахов, но при этом ссылается на мнение специалистов, настаивающих на генетической экспертизе.

Не попрощавшись с героиней и не извинившись за доставленные ей переживания, программа уходит на рекламу, чтобы больше к этой теме не вернуться. Шокирующее опознание ничего не подтвердило и ничего не опровергло. Но сцена получилась очень эффектной - я так и представляю, как радостно потирают руки редакторы, организовавшие этот телемост и эту процедуру. Разумеется, еще более "эффектным" получилось бы опознание прямо в студии трупа погибшего, но наши законы, кажется, как-то регулируют показ мертвых тел в прайм-тайм. Поэтому решили обойтись фотографиями мертвеца, предъявленными его жене и всей стране.

Когда я пересказала этот сюжет в эфире радиостанции "Эхо Москвы", кто-то из слушателей прислал сообщение: "Какая вы наивная! Неужели вы верите, что в программе Малахова участвуют реальные люди? Это же все подставы!"

Не исключаю, что это и вправду так, что, однако, дела не меняет. Ведь большинство зрителей верит в реальность происходящего на экране и переживает реальный шок, представляя себя на месте героев программы и лицезрея страшное мертвое лицо на фотографии. Но в любом случае - все это не по-божески! Протестанты, мусульмане, православные, ау? Где вы?"

Комсомольская правда: Охота на "Лешего"  
"Вести о бесчинствах «лешака» долетели до Москвы в ноябре 2007 года. Начальник управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Росприроднадзора Всеволод Степаницкий тут же обратился к начальнику УВД Костромской области генералу Василию Кукушкину. Тот связался с лесниками: попросил их тайно разведать место зимовья отшельника. Два месяца шел поиск группами по четыре человека. Оказалось, что «лешак» передвигался по лесу, не оставляя за собой следов.

На захват вооруженного браконьера выехали четыре снегохода: четыре лесника, два сотрудника местной милиции и четверо омоновцев.
 
- Не боись, мужики, - ржали бойцы спецподразделения. - Увидит нас ваш «леший» - сразу в штаны наложит.
 
- А ну руки в гору, - внезапно прокатилось над елями. - Еще шаг - стрелять буду!
 
- Брось винтовку! - выступил вперед самый храбрый, ветеран войны в Афганистане, заместитель начальника Кологривского ОВД Андрей ПОТЕМКИН. - Сдай ствол добровольно, тебе ничего не будет - слово даю!
 
- Мне терять нечего, - предупредил из засады «лешак». - А ну ступай до той вот березы!
 
Увидев, что омоновцы не реагируют на окрик, «леший» открыл огонь. Первому попал в руку, второму в ногу, а потом направил ствол на Андрея Потемкина.
 
- Дробь легла кучно, - рассказывает Андрей. - Бронежилет меня спас.
 
Сотрудников ОМОНа выручило расстояние. Леший стрелял с сорока метров, и дробь лишь поцарапала кожу.
 
Милиционеры повалились в снег. Над их головами свистела картечь. Выпустив 10 зарядов, «лешак» успел поджечь свое жилище. Вырубку застелил плотный дым.
 
- Он действовал, как профи, - вспоминает Потемкин. - Пока мы осматривали ранения, он под дымовой завесой на лыжах за пять минут сделал километровый полукруг и стал заходить к нам в тыл. Хотел нас перестрелять в спину!
 
Такого поворота событий никто не ожидал. Снайпер ОМОНа случайно засек среди деревьев фигуру незнакомца. Послал с испуга пулю ему прямо в голову. «Леший» умер мгновенно, а вместе с ним - тайна его бытия".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.