Госдума впервые приняла техрегламент в форме федерального закона. Техрегламент на молоко и молочную продукцию крайне обеспокоил производителей: он запрещает называть "молоком" продукт из восстановленного молока, требуя именовать его "молочным напитком".
Принятым в пятницу Госдумой "Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию" устанавливаются обязательные требования к молоку, молочной продукции и продуктам переработки, их производству. То есть продукты из сухого молока не смогут называться "молоко". При доле сухого молока в продукте выше 50 процентов, продукт должен будет называться «молочный напиток». Техрегламент должен вступить в силу через шесть месяцев после подписания президентом. После его принятия, нельзя будет писать на упаковках слова "молоко", "сгущенка", "творог", "масло", если в составе этих продуктов находятся заменители. Такие ненатуральные продукты будут называться «молокосодержащими». Кроме того, вся молочная продукция будет разделена на три категории. Первая - натуральные молочные продукты из молока и молочных ингредиентов. Вторая - составные молочные продукты. И третья - молокосодержащие.
Проект техрегламента "О молоке" был внесен в Госдуму в начале 2006 года, его рассмотрение неоднократно переносилось, в первом чтении проект был принят в июне 2007 года.
Рассмотрение документа во втором чтении также трижды откладывалось. На совещании в Ессентуках 19 мая Владимир Путин поручил правительству обновить нормативную базу производства и продажи продуктов питания, в том числе принять техрегламенты.
По данным Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО), объемы импорта сухого молока в Россию с начала года не росли, ведь сухое молоко стало дешевле. Если осенью 2007 года цена на него доходила до $4,5/кг, то в апреле 2008 она составила всего $2,8/кг.
По данным компании «Nielsen Россия», на долю рынка молочных продуктов в 2007 году пришлось порядка 17% продаж всех продовольственных товаров в денежном выражении (по результатам аудита розничной торговли в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2006 по ноябрь 2007 года). Традиционные молочные продукты – молоко и сливки – занимают самую большую долю – 25%. 15% молочной группы приходится на кисломолочные продукты, 10% – на сметану, 9% – на питьевые йогурты, 9% – на творожные и молочные десерты, 6% – на вязкие, или «ложечные», йогурты, 5% – на творог, 3% – на глазированные сырки, 2% – на жидкие молочные десерты.
Восстановленное молоко занимает 13% молочного рынка, ежегодный объем которого оценивается в 8,9 млрд литров в год или $11,5 млрд, отмечает "Коммерсант". Но в ряде труднодоступных северных регионов Архангельском, Ямало-Ненецком, Магаданском, Якутском, Бурятском.- доля восстановленного молока составляет 70-100% рынка.
По мнению отраслевых экспертов, наименование "молочный напиток" приведет к серьезному снижению лояльности покупателей, а значит и спроса на такой продукт. Молоко же будет дорожать, полагают отраслевые эксперты. Впрочем, доля восстановленного молока в Москве ниже среднероссийской – порядка 7-8 процентов. Так что московский потребитель может изменений и не заметить.