Глава комплекса имущественно-земельных отношений Москвы Владимир Силкин завил вчера, что участие чиновников в советах директоров коммерческих структур, имеющих в капитале долю города, далеко не всегда обеспечивает успех и прибыль. По мнению Силкина, представители города довольно пассивно реагируют на назначение генеральными директорами сомнительных управленцев, и в результате Москва теряет и доходы, и собственность. Глава комплекса имущественно-земельных отношений, прекрасно понимая, какую реакцию коллег может вызвать призыв к отказу от «прикомандированных» в ОАО чиновников, все же решился предложить революционные меры. Он считает необходимым делегировать в советы директоров не «волонтеров» из числа госслужащих, а профессиональных менеджеров, которые смогут работать не на общественных началах, а за зарплату. Не состоя в штате мэрии, эти управленцы должны будут, однако, представлять интересы города-собственника.
По словам Владимира Силкина, у города достаточно примеров, когда, например, директора столичных рынков, доведя одно торговое предприятие до банкротства, сейчас руководят уже следующим. По его мнению, новых менеджеров надо отбирать строго по «корпоративному поведению», дабы избежать «рисков злоупотреблений и утраты имущества города». «Если раньше назначение гендиректора было бессистемным актом, то теперь руководить будет аттестованный человек», — пояснил «Времени новостей» суть этого предложения начальник управления корпоративного контроля над долями города департамента имущества Москвы Антон Посконин. Кроме того, введение в советы директоров наемных представителей мэрии должно разгрузить госслужащих, которые сейчас вынуждены тратить рабочее время не только на выполнение непосредственных обязанностей, но и на контроль за соблюдением коммерческих интересов города. Сейчас, по словам Посконина, в советы директоров акционерных компаний в качестве своего рода консультантов, представляющих интересы городских властей, входят чиновники разных рангов — от специалистов до министров. Даже сам Юрий Лужков, например, является представителем интересов города в ОАО «Аэропорт Внуково» и «Электронная Москва».
Внедрить подконтрольных мэрии менеджеров на коммерческие предприятия с большой долей города в уставном капитале планируется в течение 2008-2009 годов. Новые стандарты управления, по словам Силкина, как правило, встречают яростное сопротивление как менеджмента предприятий, так и чиновников. Глава комплекса имущественно-земельных отношений дал понять коллегам, что в курсе многочисленных жалоб на себя, поступающих сейчас к Юрию Лужкову от «отдельных руководителей предприятий и отраслевых департаментов». Тем не менее, комплекс уже добился смены по меньшей мере десяти руководителей ОАО и контролирует деятельность 93% обществ с долей города свыше 75% и 50% обществ с контрольным пакетом московского правительства.
Недовольство руководителей отраслевых департаментов мэрии, считающих новую систему управления слишком сложной, вызвали и притязания Силкина на ряд пока еще неподведомственных его комплексу предприятий, не занимающихся производственной деятельностью, а использующих свою территорию под новое строительство и сдачу в аренду помещений. В отличие от представителей исполнительной власти, столичные депутаты с предложением спорить не стали. Они лишь попросили учесть их пожелания. Так, например, председатель бюджетной комиссии Мосгордумы Игорь Антонов предложил при аттестации наемных управленцев учитывать наличие опыта работы не только в коммерческих структурах, но и на любой руководящей должности. А руководитель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников озаботился критериями для «равного доступа женщин» в органы управления предприятий.