Конференция петербургского отделения «Яблока» выдвинула своего председателя Максима Резника кандидатом в лидеры партии. Сам он объявил о готовности занять место бессменного лидера «Яблока» Григория Явлинского.
Происходит нарождающийся раскол и без того сильно ослабленной партии «Яблоко», рассказал «Полит.ру» генеральный директор агентства "PR-3000" политолог Станислав Радкевич.
«Питерская организация исторически проявляла самостоятельность. Я бы сказал, что она всегда была более либеральной, более правой. Тогда как московская и региональная были более социал-демократичны, чуть левее. Поэтому в данном случае выступление питерских «яблочников» против «яблочного» центра закономерно - оно рано или поздно все равно должно было произойти», - отметил политолог.
См. Радикальные «яблочники» нашли замену Явлинскому
«Основная ошибка господина Явлинского состоит в том, что вся его идеология, весь его внешний пиар эффективно работает лишь на одну адресную социальную группу: на старую советскую интеллигенцию, которая вымирает и маргинализируется, - считает эксперт. - То же молодежное «Яблоков» сплошь и рядом выступает с явной и неявной критикой центра партии, это закономерно. Основа социальной базы «Яблока» постепенно маргинализируется, и не всем в партии это нравится. И обязательно в таком случае будет возникать внутрипартийная оппозиция. В Питере ли, в Ростове ли или где-то еще - это неизбежно, когда партия переживает кризис».
Кроме того, наши партии в принципе не умеют работать с внутренней оппозицией, объясняет Станислав Радкевич: «Например, в Социалистической партии Франции четыре фракции. У нас фракции считаются чем-то абсолютно недопустимым, преступным и подрывным. Наши политические партии просто пока не научились, не умеют работать с фракциями и вовлекать фракцию в конструктивную работу. Они начинают нападать на фракционеров, критиковать их и, в конце концов, изгоняют».
См. Владимир Прибыловский: Явлинский останется, но хватит ли ему мудрости не изгонять оппозицию?
Рассказывая о перспективах партии в случае нарастания кризиса, политолог согласился, что в случае раскола или откола питерских «яблочников» не досчитаться необходимых 50 тысяч членов будет особенно просто: «Как это обычно у нас бывает, эмоциональная субъективная часть внутрипартийных конфликтов начинает настолько превалировать, что люди перестают задумываться о таких разумных вещах, как угроза закрытия партии из-за малой численности. Ради того, чтобы довести до логической точки свой личностный конфликт, партийные деятели могут забыть, что в этом конфликте затеряется политическая партия».
См. Андрей Рябов: радикальные "яблочники" отколятся от партии
По мнению политолога, место «Яблока» в политической системе России сейчас определяется именно тем процентом, который партия получила на выборах: «Сколько получила, столько и есть. Причем динамика отрицательная. Каждый раз партия получает все меньше и меньше, поскольку советской интеллигенции остается все меньше и меньше: она просто вымирает». Положение партии усугубляется еще и тем обстоятельством, что они не нашли ресурса, чтобы вывести кандидата в президенты.
«Я еще 10 лет назад писал в открытой прессе, что если «яблочники» не сменят социальной ориентации, то им конец. Жаль, что сбываются эти самые мрачные пророчества. С потерей «Яблока» политическая картина будет обеднена», - посетовал политолог.