Доходы коррумпированных чиновников, по экспертным оценкам, превышают треть национального бюджета России. Об этом заявил, докладывая на коллегии Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП), начальник главного управления процессуального контроля СКП Василий Пискарев.
Он привел данные фонда «Индем», сообщает "Прайм-ТАСС", согласно которым, «предприниматели тратят на взятки должностным лицам $33,5 млрд, а бытовая коррупция оценивается на сумму около $3 млрд».
Борьба с коррупцией была одной из основных "фишек" предвыборной риторики Дмитрия Медведева. После выборов борьба с коррупцией была провозглашена основой госполитики.
См. Сергей Мартынов. Нацпроект "Мохнатая лапа".
«Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», – заявил президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Кремле по вопросам противодействия коррупции. По словам Медведева, проблема коррупции в России является «одной из наиболее острых».
Он заявил, что необходимо создать антикоррупционную атмосферу в обществе. «Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет», – сказал президент. «Проблема действительно очень серьезная и, возможно, придется ужесточать уголовное законодательство в этой сфере», – немедленно подключился к борьбе один из участников совещания генпрокурор Юрий Чайка.
По оценке международной организации Transparency International Россия в 2000 году была на 82-м месте в мировом рейтинге коррупции, а к 2008 году опустилась до 143-й позиции из 179.
Согласно данным исследования «Природа и структура коррупции в России», которое провел Институт общественного проектирования («Иноп») при участии Института сравнительных социальных исследований («Цесси»), масштабнее всего коррупция в среде менеджмента и в звене среднего уровня чиновников, крупный бизнес решает вопросы за счет связей в элите и интересов страны. Коррупция, по его словам, затронула многие госинституты, но «в России не правит клептократия, а госслужащими не движет один лишь материальный интерес».
Опрошенные называли «Газпром», РЖД и «Транснефть». Один из экспертов привел пример коррупционной схемы: «Давление по договоренности с администрацией президента через правоохранительные или судебные органы на компании, имеющие в собственности интересные месторождения». «Транснефть», считают респонденты, ежегодно списывает – по установленным нормативам – 2% на утечку: более 4 млн. тонн нефти; похищается $1,5-2 млрд. В компаниях эти данные не комментируют.
В исследовании приведены конкретные размеры взяток и откатов. Так, место в партийном списке стоит $2-5 млн.; вынесение законопроекта на рассмотрение – $250 000 тысяч; участие в нацпроекте – 30-40% от суммы проекта; строчка в бюджете – 3% от суммы проекта; выдача или неотзыв лицензии или отзыв лицензии у конкурента – $1-5 млн.; выигрыш процесса в гражданском суде – 10% от защищенной суммы; телеведущему за критику чиновника – $20 000 ежемесячно. Полностью таблицу можно посмотреть здесь.
См. также:
Обнародованы расценки на взятки и откаты в России
Элла Панеях: Нерейтинговая страна
Элла Панеях: Экономика и государство: подходы социальных наук
Согласно исследованиям, в России наиболее высокий уровень коррупции – в налогообложении, судебной системе и правоохранительных органах (ГИБДД), в здравоохранении, при имущественных спорах. Масштабнее всего коррупция в среде менеджмента и в звене среднего уровня чиновников, крупный бизнес решает вопросы за счет связей в элите и интересов страны.
Согласно мартовскому исследованию Фонда «Общественное мнение», большинство наших сограждан (55%) не верят в возможность искоренения коррупции в России, а треть (34%) считают, что победить ее возможно. Примерно так же распределялись ответы на этот вопрос в ходе опросов, проведенных в 2002 и 2005 годах. Впрочем, в ноябре 2006 года, когда он задавался в последний раз, доля оптимистов заметно снизилась, а пессимистов – возросла (24% и 67% соответственно).