Проводя военную операцию в пределах границ государства, являющегося союзником США, и при отсутствии внешней поддержки Россия создала «югоосетинский прецедент», пишет «Независимая газета» в статье с одноименным названием.
«Косовский прецедент» возник в условиях консенсуса между ключевыми западными державами и при отсутствии на Балканах сил, способных конкурировать со спонсорами мирного процесса. В случае с операцией в Южной Осетии ни одна из стран не солидаризировалась открыто с Москвой. При неоднозначном отношении к режиму Саакашвили мир встал на сторону Грузии, а претензии к России со стороны США и Евросоюза умножаются.
Часть московской элиты, охваченная «балканским синдромом», после провозглашения независимости Косово посчитала возможным укрепление позиций России на Южном Кавказе. Российские власти допускали в отношении отколовшихся территорий двусмысленные заявления, отдавали распоряжения об оказании помощи «соотечественникам»; посылали дополнительные подразделения в зону конфликта. При этом как будто упускалось из виду, что российским миротворцам все настойчивее отказывали в доверии США, НАТО и ЕС. Грузия давно объявила их стороной в конфликте. Между тем залогом успеха любой миротворческой миссии является ее многосторонняя поддержка.
Россия, имеющая безусловное военное превосходство, может взять под свой контроль мятежные территории, но стратегически она не выигрывает. США и их союзники будут и далее добиваться усиления своих позиций, не признавая односторонние действия России законными. Что касается натовских перспектив Тбилиси, то они опять-таки особо не меняются.