Коррумпированные представители государственных органов играют ключевую роль в рейдерских захватах, утверждают авторы доклада «Предложения по повышению эффективности борьбы с рейдерством», подготовленного общественной организацией «Национальный антикоррупционный комитет» (НАК) вместе с группой компаний «Феникс». Чиновники предоставляют информацию, легализуют действия рейдера, организуют давление на собственника и блокируют его действия, объясняют авторы доклада.
Как пишут «Ведомости», неофициальная покупка копий плана БТИ для оценки активов будет стоить захватчикам от $5000. Внесение изменений в учредительные документы, связанные со сменой учредителей или генеральных директоров, — от $10 000. Возбуждение уголовного дела против менеджеров или крупных акционеров — не менее $30 000, а отмена постановления о возбуждении уголовного дела — от $50 000.
От $50 000 стоит проведение подконтрольных торгов-тендеров (с выкупом тиража печатного издания, в котором публикуется информация о торгах, гарантированным для определенного лица выигрышем и лоббированием заниженной цены). Получение нужного решения суда будет стоить не менее $35 000, а перенос судебного заседания — от $10 000.
Приснопамятный закон о рейдерстве принять не могут уже на протяжении многих лет, борьба с коррупцией - тоже дело давнее.
Борьба с коррупцией была одной из основных «фишек» предвыборной риторики Дмитрия Медведева. После выборов борьба с коррупцией была провозглашена основой госполитики. Был придуман даже специальный "антикоррупционный план", который пару раз представлял президенту Сергей Нарышкин. Аналитики отенслись к плану сочувственно, но не без скепсиса - дело-то мол неплохое, но бесполезное.
И казалось бы - проблема диагностирована, политическа воля есть - борись не хочу. Но как свидетельствуют исследователи, проблема бесконечно далека от решения. Доходы коррумпированных чиновников, по экспертным оценкам, превышают треть национального бюджета России. По данным фонда "Индем", которымдоверяют и в Следственном комитете при прокуратуре, «предприниматели тратят на взятки должностным лицам $33,5 млрд, а бытовая коррупция оценивается на сумму около $3 млрд».
В России наиболее высокий уровень коррупции – в налогообложении, судебной системе и правоохранительных органах (ГИБДД), в здравоохранении, при имущественных спорах, говорилось в исследовании «Природа и структура коррупции в России», которое провел Институт общественного проектирования («Иноп») при участии Института сравнительных социальных исследований («Цесси»).
Опрошенные называли «Газпром», РЖД и «Транснефть». Один из экспертов привел пример коррупционной схемы: «Давление по договоренности с администрацией президента через правоохранительные или судебные органы на компании, имеющие в собственности интересные месторождения». «Транснефть», считают респонденты, ежегодно списывает – по установленным нормативам – 2% на утечку: более 4 млн. тонн нефти; похищается $1,5-2 млрд. В компаниях эти данные не комментируют.
Место в партийном списке, по данным исследования, стоит $2-5 млн.; вынесение законопроекта на рассмотрение – $250 000 тысяч; участие в нацпроекте – 30-40% от суммы проекта; строчка в бюджете – 3% от суммы проекта; выдача или неотзыв лицензии или отзыв лицензии у конкурента – $1-5 млн.; выигрыш процесса в гражданском суде – 10% от защищенной суммы; телеведущему за критику чиновника – $20 000 ежемесячно.
"Все люди, которым и положено по долгу службы отвечать за противодействие коррупции в нашей стране, нервничают, потому что никто не знает, что предложит наш президент, - поясняла ранее в беседе с "Полит.ру" директор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова. - Поэтому все в рейдерном порядке озвучивают инициативы, чтобы показать, что у них тоже есть инициативы, что у них есть предложения. Глядишь – и в десяточку попадешь, и выяснится, что это совпадает с мнением высшего политического руководства».
Однако, по словам эксперта, такой хаотический набор предложений ничего не решит: «Системные предложения будут исходить из Кремля, а все остальные, в общем, исполняют номера по активизации своей точки зрения».
Ранее объявлялось намерение вообще запретить чиновникам получать подарки. По оценке международной организации Transparency International Россия в 2000 году была на 82-м месте в мировом рейтинге коррупции, а к 2008 году спустилась со 120-го места на 143-е из 160 и оказалась в компании с Гамбией, Индонезией и Того. Индекс коррупции в России составил 2,3 пункта по 10-балльной шкале.
Согласно мартовскому исследованию Фонда «Общественное мнение», большинство наших сограждан (55%) не верят в возможность искоренения коррупции в России, а треть (34%) считают, что победить ее возможно. Примерно так же распределялись ответы на этот вопрос в ходе опросов, проведенных в 2002 и 2005 годах. Впрочем, в ноябре 2006 года, когда он задавался в последний раз, доля оптимистов заметно снизилась, а пессимистов – возросла (24% и 67% соответственно).
При этом, согласно исследованию 2008 года, «россияне склонны воспринимать повседневные коррупционные практики довольно толерантно». Большинство опрошенных (54%) относятся к тем, кто дает взятки должностным лицам, без осуждения, 36% говорят, что осуждают таких людей.
При этом большинство россиян считают коррупцию и налоги главным препятствием для развития бизнеса в стране. Опрос россиян показал, что главным препятствием для развития малого и среднего бизнеса 19,7% от числа опрошенных считают коррупцию и взяточничество чиновников. 17,9% винят в этом высокие налоги. 9,5% считают, что развитию бизнеса мешает высокая стоимость аренды и электроэнергии. 26,9% респондентов затруднились ответить.