Министр обороны Анатолий Сердюков вчера объявил о начале в России самой радикальной военной реформы за весь постсоветский период. Все министры обороны России, от Павла Грачева до Сергея Иванова, так или иначе касались темы кардинальных реформ вверенных им войск, но все изменения носили частный характер и о серьезном реформировании говорить не приходилось. В результате и в 2008 году вся российская армия представляет собой сильно уменьшенную копию громоздкой и устаревшей советской военной машины, созданной для ведения глобальной войны, пишет издание «Коммерсант».
Теперь же Минобороны предстоит отправить в отставку лишних генералов и более чем вдвое сократить свои штабы. Сухопутные войска к этому году перейдут на новую структуру. Четырехзвенную схему «округ — армия — дивизия — полк» планируют заменить трехзвенной «округ — оперативное командование — бригада». Это повысит оперативность управления войсками. Части неполного состава расформируют, и останутся только части постоянной боевой готовности. Отдельных сил быстрого реагирования создавать не планируют — по мысли министра, они уже есть: это Воздушно-десантные войска. Радикальная реформа ждет военное образование: 65 ныне существующих военных учебных заведений сведут к 10, сообщают «Ведомости».
По данным «Коммерсанта», пока неизвестно, по какой схеме и в какие сроки будут расформировываться многочисленные дивизии и полки. По мнению бывшего министра обороны России генерала армии Игоря Родионова, ускоренный переход на бригадную систему может быть напрямую связан с войной в Южной Осетии: «Победа на ограниченном театре военных действий убедила руководство страны, что наличие небольших мобильных частей — залог успеха в любом современном конфликте». Специалисты отмечают, что предложенную бригадную модель используют все ведущие армии мира, а дивизионно-полковая структура безнадежно устарела.
С переходом на бригадную систему связано, по мнению экспертов, и объявленное также Сердюковым резкое увеличение в войсках к 2012 году количества старших лейтенантов и лейтенантов — с 50 тыс. до 60 тыс. При этом общее количество офицерских должностей сократится более чем вдвое. Министр обороны пояснил, что это делается для того, чтобы дать армии командиров для "конкретных подразделений, а не мифических складов". Генеральский корпус (около 1,1 тыс. человек) сократится примерно до 900 человек. Численность центрального аппарата Минобороны и органов военного управления (всего 21 813 человек) к 2012 году также уменьшится в 2,5 раза и достигнет 8,5 тысяч. Анатолий Сердюков объявил, что каждый офицер будет знать свою дальнейшую судьбу: «кто и где сокращается, кто и куда пойдет, какую компенсацию получит».
Вчера же Сердюков окончательно разъяснил вопрос о создании сил быстрого реагирования. В каждом военном округе будет сформировано по бригаде воздушно-десантных войск (всего шесть). Пока нет никаких указаний, за счет каких резервов они будут создаваться и в чьем подчинении находиться. Главным остается вопрос единого командования. По мнению специалистов, если летчики военно-транспортной авиации и сами десантники будут подчиняться разным командирам (а это типичная практика в российской армии), то о любом быстром реагировании можно будет забыть.
По мнению чиновников Минобороны, резкие сокращения могут вызвать недовольство генералитета, а потому Сердюков идет ва-банк, принимая столь радикальные решения.