В ходе в ходе расширенных российско-итальянских межгосударственных консультаций, которые проходят в Кремле под руководством президента России Дмитрия Медведева и председателя совета министров Италии Сильвио Берлускони, Минэкономиразвития Италии и ГК "Росатом" подписали декларацию о намерениях. Документ предусматривает взаимодействие в атомной и тепловой энергетике.
«В свое время, Италия была очень сильна в атомной энергетике, также как и традиционно в инженерном деле», - рассказал директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН), член-корреспондент РАН Леонид Большов. «Но в 1986 году после референдума, - отметил эксперт, - итальянцы прекратили развивать атомную энергетику. Все специалисты собрались в компанию "Соджин", которая имела право заниматься только выводом из эксплуатации, обращением с ОЯТ, то есть "бэкендом" атомной энергетики».
«Естественно, что по прошествии более, чем 20 лет, у них нет полного набора необходимых специалистов», - рассказал Большов. - С другой стороны, есть определенные заделы, которые в течение этого времени были созданы, но не реализованы, и есть горячее желание сейчас быстро развивать атомную энергетику. В этом Россия может помочь Италии. Италия, в свою очередь, тоже является интересным партнером для нас в части своих сильных сторон, касающихся оборудования».
По словам эксперта, поворот Италии к атомной энергетике давно ожидался. «Наконец, он произошел при Берлускони. «Надеюсь, что от этого сотрудничества будет достаточный прок», - подчеркнул эксперт. «Мы уже взаимодействовали с "Соджином" в части вывода из эксплуатации объектов атомной энергетике. В частности, они участвовали в наших лодочных проектах по Северо-Западу и др. Есть определенный опыт сотрудничества, поэтому я, безусловно, приветствую подписание этого соглашения», - отметил он.
«Полагаю, что если нам удастся создать совместный проект АЭС, то эта разработка получит распространение в Европе как итальянский проект», - отметил Большов. «В других странах, где сильны наши позиции, проект пойдет как российская разработка. Таким образом, для России появляется свобода маневра для реализации возможности зайти на европейский рынок атомной энергетики через такие проекты сотрудничества», - заключил он.