Что ожидалось найти в "Мемориале" представляет собой тайну следствия, а содержание электронных носителей при изъятии не протоколируется, утверждает Сергей Капитонов, представитель пресс-службы следственного отдела Следственного управления при Прокуратуре России по Санкт-Петербургу. Также он добавил, что ничего не слышал о допущенных в ходе обыска нарушениях.
Капитонов заявил, что в "Мемориале" ожидалось найти вещи, представляющие интерес для следствия: "Что ожидалось найти - представляет тайну следствия. Но можно сказать, что это предметы, носители и вещи, представляющие интерес для следствия". При этом представитель следственного отдела пообещал, что то, что не представляет интереса для следствия, будет возвращено. "То, что было изъято и не относится к материалам дела, не представляет интерес, будет возвращено. А то, что, грубо говоря, представляет интерес для следствия, в ходе следствия, может, будет признано вещественным доказательством", - сказал он.
На вопрос "Чем можно объяснить нарушения, допущенные в процессе обыска?", Капитонов ответил: "Такого не может быть". В любом случае в этом участвовали понятые. И те лица, у которых проводился обыск, вправе обжаловать действия следователя в суде или написать жалобу в соответствующее руководство следователя, это их право. Если, по их мнению, такие факты (нарушения) имели место быть, значит, они должны написать соответствующую жалобу или обращение, и это будет рассмотрено. Пока мне про это ничего не известно", - сказал Капитонов.
Как уже писал "Полит.ру" беспокойство вызывает в частности сохранность электронных архивов, которые хранились на 11 жестких дисках, изъятых в ходе обыска."В законе написано, что то, что изымается, описывается в протоколе, по возможности опечатывается, как правило. В УПК все расписано", - сказал представитель отдела. Протоколируются при изъятии только сами диски, а не их содержимое. "Если это диск, то он может быть там не один, их могут быть десятки. Они должны быть изъяты и описаны в протоколе соответствующим образом: куда они помещены, в коробку или куда, опечатаны с подписями понятых. Потом следователь должен их осмотреть, тоже в присутствии понятых. Это займет не один час, может, не один день. Поэтому законом предусмотрено, что все изымается, опечатывается, все вносится в протокол", - за сохранность информации на дисках при этом, похоже, никто не отвечает.
4 декабря следственные действия были произведены в помещении НИЦ "Мемориал". Без объяснения причин и без описания содержания были изъяты 11 жестких дисков из рабочих компьютеров НИЦ «Мемориал», компакт-диски, архивная финансовая документация Фонда спасения Петербурга–Ленинграда, архивные материалы и листовки из фонда «Современная история», которые не имеют никакого отношения к расследуемому делу в рамках ст. 282 УК РФ в отношении сотрудников газеты «Новый Петербург».
Собранные данные о сталинском терроре до сиз пор не возвращены. Напомним, что скандальная акция по изъятию данных о сталинском терроре была произведена накануне беспрецедентной по масштабу международной конференции по истории сталинизма, организованной «Мемориалом» вместе с Госархивом Российской Федерации, ИНИОНом, Фондом Первого Президента России, Уполномоченным по правам человека и издательством РОССПЭН.