Сегодня, 20 января состоятся заключительные выступление сторон и вынесение решения по делу о рейде на Петербургский «Мемориал».
19 января на судебном заседании по рассмотрению жалобы НИЦ "Мемориал" на незаконность и необоснованность обыска, проведенного 4 декабря 2008 года в помещении центра следователем следственного отдела Центрального района СУ СКП РФ по Санкт-Петербургу М.Калгановым состоялись заслушивание новых очевидцев.Первоначально федеральный судья Андрей Шибаков отклонил ходатайство адвоката НИЦ "Мемориал" Ивана Павлова о заслушивании в суде показаний двоих журналистов, прибывших 4 декабря к офису НИЦ "Мемориал" для записи репортажей. Однако выяснилось, что следователь Калганов и поддерживающий его прокурор Васюков просят приобщить к материалам дела диск с видеозаписью первых полутора часов обыска, снятых сотрудником следственных органов скрытой камерой в помещении НИЦ "Мемориал". В этой ситуации судья Шибаков изменил свое решение по ходатайству Ивана Павлова и согласился заслушать одного из журналистов.
Свои архивные видеоматериалы в суде представил Александр Чиженок, заведующий Северо-западным бюро телекомпании "ТВ Центр". Среди представленных А.Чиженком видеоматериалов суду были предъявлены и приобщены к делу интервью с адвокатом И.Т.Габунией, прибывшем в офис НИЦ "Мемориал" для оказания правовой поддержки, записанное днем 4 декабря, эпизод с неудачными попытками Габунии достучаться и докричаться до забаррикадировавшееся в офисе следственной группы, сорвавшей изнутри дверной звонок.
Далее в течение полутора часов судья просматривал тайно снятое начало обыска и первые следственные действия внутри помещения центра. Прокурор Васюков при этом доказывал, что никакие насильственные действия, по отношению к сотрудникам и волонтерам "Мемориала", о которых писали журналисты, не производились. Это опровергала Татьяна Моргачева, которая обращала внимание судьи на то, как у нее вырывают телефонную трубку, запрещают отвечать на телефонные звонки, срывают дверной звонок. Однако эпизод, где следователь Калганов на вопрос об адвокате отвечает, что "адвокат не обязателен", оказался незафиксированным скрытой камерой оперативника (или изъят из записи). Тем не менее, этой записью, очевидно, помимо воли следствия, были фактически дезавуированы показания участников следственной группы Калганова и одного из понятых, которые на заседании 16 января утверждали, что не слышали никаких звонков и других попыток войти в помещение сотрудников и адвоката. Весь обыск оперативникам якобы не удалось снять из-за того, что у них в видеокамере сел аккумулятор.
См. также:
- Письмо российской научной общественности по поводу рейда на «Мемориал»
- «Мемориал» опроверг утверждение постоянного представителя России в ОБСЕ
- Письмо Итальянского общества за Изучение Истории Нового Времени
- Обращение Американской исторической ассоциации по поводу рейда на «Мемориал»
- Письмо представителей итальянского научного сообщества
- Обращение слушателей, сотрудников и выпускников Европейского университета в Санкт-Петербурге
- Жалоба адвоката Ивана Павлова в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга на незаконность обыска, проведенного в НИЦ "Мемориал"
- Татьяна Косинова. Одиннадцать жестких дисков
- Элла Панеях. Зачем Прокуратуре "Мемориал"?
- Письмо западных историков в поддержку «Мемориала»
- Письмо представителей мирового научного сообщества против атаки на общество «Мемориал»
- Открытое письмо Американской ассоциации по стимулированию исследований в области славистики (AAASS) о недавнем рейде на «Мемориал»
- Хроника обыска
- Протокол выемки в помещении Научно-информационного центра «Мемориал» в Санкт-Петербурге