Адрес: https://polit.ru/news/2009/01/30/ripol/


30 января 2009, 14:24

Сергей Макаренков ГК «Рипол Классик»: авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу

«Полит.ру» продолжает ряд публикаций, посвященных теме «Книжный рынок и финансовый кризис»

См. также

Сергей Макаренков, гендиректор ГК «Рипол Классик» 

На ком трудности книжного рынка сказываются в первую очередь? 

В первую очередь трудности испытывают участники рынка, которые связаны с кредитами. Это, прежде всего, розничные сети, которые для развития использовали кредиты, например, «Топ-книга». Хотя с «Топ-книгой» вопрос решен, тем не менее, развитие этого года покажет, насколько это серьезно коснется книжной торговли. Пока ситуация до конца не понятна. 

Пришлось ли Вашей организации прибегать к сокращению штата? 

Сокращения штата практически нет. Это коснулось отдельных служб, но это был косметический момент. Никаких серьезных сокращений не происходило.  

Не приходилось ли Вам отказываться от каких-либо проектов? 

Конечно, портфель проектов пересматривается. Прежде всего, это проекты, связанные с печатью за рубежом, поскольку они привязаны к евро и доллару. Во-вторых, это целый ряд изданий, по которым не было четко выстроенной маркетинговой позиции. Если раньше мы закрывали на это глаза и пускались в свободное плавание, рискуя, полагаясь на состояние «авось», «может быть, это будет хорошо», то сегодня, конечно, это будут более строгие решения. Издательский портфель претерпевает изменения в сторону сокращения.

Не возникали ли проблемы у Ваших партнеров? С чем они были связаны? 

Проблемы у партнеров одни и те же. Для реализаторов кризис стал удобной отговоркой. Сроки возврата долгов, конечно, увеличились, все пожимают плечами и говорят: «Кризис». Кто-то спекулирует на этом, кто-то нет. Для некоторых, кто связан с перекредитовкой, это реальные проблемы. Разное случается. Я не скажу, что это приобрело обвальный характер, скорее, это единичные случаи. Спекулирует тот, кто торгует, скорее оптовики: при несвоевременном возврате денег у них есть ссылка на то, что нет денег, в банке проблемы и так далее. А каждый банк проверить невозможно.  

Какие, с Вашей точки зрения, могут произойти изменения на книжном рынке в ближайшее время? 

На мой взгляд, прежде всего, произойдут изменения в подходе к издательству и к реализации книжной продукции с точки зрения эффективности процессов. Изменится работа с персоналом, потому что сегодня работа каждого звена требует гораздо больше отдачи и эффективности. Я бы назвал это термином: переход от кадроблудия к кадроэффективности. До этого кадры были внешней стороной издательства, и иногда количество людей совершенно не соответствовало необходимым потребностям издательств. На сегодняшний день этот вопрос очень важен.  

Второй момент. Я надеюсь, произойдет остановка запредельных авансов для авторов, потому что, раздутые до неимоверных размеров, они не лезли ни в какие ворота. Перекупка знаковых авторов за баснословные деньги привела к такому взвинчиванию авторского портфеля, что останавливала эффективную работу непосредственно с самими авторами. Они переходили в крупные структуры, например, АСТ и «Эксмо», и там порой просто терялись из-за невозможности эффективной работы с ними. Я надеюсь, что сегодня авторы будут более плотно работать с целым рядом других издательств. Я говорю об авторах первой величины. До этого издательствам приходилось отвечать на запрос и, соответственно, наносить этим значительную брешь в бюджете.  

Важным станет установление партнерских отношений в связке автор-издатель. Если раньше авторы за плохую продаваемость ругали, в основном, издательство, то сегодня это обоюдная ответственность. Вопрос к автору: «А что ты сделал кроме того, что ты написал?» Продвижение целого ряда продуктов, я считаю, будет, в том числе, на плечах самого автора. Автор может помочь в продвижении своего продукта - начиная с собственного блога, заканчивая активным участием в презентациях, в распространении информации об этой книге, в привлечении своих друзей, знакомых и так далее. На самом деле, у автора огромные возможности. На Западе, особенно с начинающими авторами, так и работают. Если это первые книги, начинающий автор, у издательства один вопрос: «У издательства много таких как вы, что вы можете сделать, чтобы стать кем-то?» Все спрашивают про рекламный бюджет. А сегодня рекламный бюджет - это иногда вопрос выживания издательства, поэтому здесь все должно быть взаимоуравновешенно.  

Следующий момент. Я считаю, что произойдет крен в сторону детской литературы. Стоит вопрос вложения денег в себя, и, с одной стороны, это очень правильно. С другой стороны, взрослые еще не умеют это делать в достаточной степени, потому что они боятся при этом потерять работу. Если они начнут это делать, им придется перераспределять средства и меньше тратить времени и сил на работу. Есть, конечно, уникальные люди, которые могут успевать и то, и то. Но психология людей так устроена, что в кризисные периоды они предпочитают вкладывать в детей: мы живем тяжело, пусть дети будут жить, и для этого в них надо вкладывать. Поэтому, по моему личному ощущению, детская литература должна подниматься.

Затем, я считаю, произойдет крен в сторону познавательно-обучающей литературы, где и взрослые, и дети могут что-то почерпнуть для себя. Не просто пофилософствовать, отдохнуть с книгой, но что-то почерпнуть. Эта тенденция проявлялась в последнее время даже в художественной литературе.  

И мне представляется, что должно происходить серьезное осмысление своего пространства, своего жилища с точки зрения создания домашней библиотеки. Вопрос приобретения недвижимости, который взрывал мозги огромной части населения, сегодня будет переходить в другую плоскость - что вообще есть в моем жилище. «Какие у тебя есть вещи, кроме стиральной машинки, последнего СВЧ, последнего музыкального центра, которые могли бы стать твоей платформой?» Как правило, всегда это была библиотека. Я думаю, что сегодня интерес к этой стороне жизни людей будет возрастать. Следствием этого станет взлет интереса к классике, потому что, как мне представляется, в периоды кризиса большинство людей становятся более консервативными и вечные ценности начинают снова возобладать.