«Полит.ру» продолжает ряд публикаций, посвященных теме «Книжный рынок и финансовый кризис»
См. также
- «Букбери» - это головная боль «больших людей»
- Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
- Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
- Дмитрий Иванов («ОЛМА Медиа Групп»): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
- Лариса Веденьева (ТД «Библио-глобус»): прежде всего, кризис «ударил» по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
- Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
- Ольга Чумичева («Азбука-Аттикус»): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
- Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
- Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
- Анна Голосовская («Аванта-плюс»): затруднения испытывают небольшие издательства
- Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
- Сергей Макаренков (ГК «Рипол Классик»): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
- Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
- Глеб Успенский («Вагриус»): тиражи дальше уменьшать некуда
Ольга Тублина, генеральный директор «Издательства Константина Тублина» (бывший ЛИМБУС-ПРЕСС)
Как Вы считаете, кто сейчас в большей степени испытывает трудности на книжном рынке?
Мне кажется, что все испытывают трудности в равной степени, поскольку все взаимосвязано: типографии, издательства, книжные магазины или оптовики. Тут нельзя сказать, что страдает кто-то один. Но цепочка пошла от магазинов. Раз упали продажи, они нерегулярно платят издательствам. При этом, может быть, иногда просто ссылаются на кризис, как на уважительную причину, из-за которой можно платить не вовремя или вообще временно прекратить выплаты.
Есть какие-нибудь стратегии выживания в условиях кризиса?
Многие действительно отказываются от проектов, и, если говорить об издателях, стараются выпускать книги, которые точно будут продаваться. В этом смысле страдает тот сегмент рынка, в котором надо раскручивать новое имя или очень качественную литературу, которые будут продаваться небольшими тиражами. Часто выживание происходит за счет качества.
Лучше продаются дешевые книги?
Необязательно именно дешевые. Например, в нашем издательстве выходят хорошие фотоальбомы. Они как продавались, так и продолжают продаваться. Нельзя сказать, что хорошо продаются только дешевые книги. Мне кажется, сейчас лучше всего продается средний сегмент. Раньше люди покупали дешевые книжки, чтобы прочитать, а потом, может быть, даже выбросить, а не оставить. Сейчас тратить деньги на это жалко, поэтому покупают книги «среднего сегмента».
Вам уже пришлось прибегать к сокращению штата?
Пришлось.
А возникают проблемы с поставщиками?
Я не буду называть имен, но если раньше поставщики платили регулярно, то сейчас, ссылаясь на кризис, они платят с отсрочками, с рассрочками, или совсем неизвестно, когда заплатят. К сожалению, сейчас такое появилось у многих. Единственное, есть известные книжные магазины: "Санкт-Петербургский Дом книги", "Торговый дом книги Москва" или "Московский дом книги" - они как были "образцовыми", так и остались.
Как, по Вашим предположениям, изменится книжный рынок в ближайшее время?
Если и будет какое-то изменение, оно будет происходить постепенно. Может быть, будет меньше так называемой макулатуры. Я уже говорила про дешевые издания: может быть, будет сдвиг в сторону качественной литературы. Чтобы не показаться противоречивой, поясню: молодые, нераскрученные авторы пострадают, а для уже зарекомендовавших себя авторов, я думаю, произойдет небольшой сдвиг от макулатуры в сторону качества.