«Полит.ру» продолжает ряд публикаций, посвященных теме «Книжный рынок и финансовый кризис»
См. также
- «Букбери» - это головная боль «больших людей»
- Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
- Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
- Дмитрий Иванов («ОЛМА Медиа Групп»): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
- Лариса Веденьева (ТД «Библио-глобус»): прежде всего, кризис «ударил» по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
- Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
- Ольга Чумичева («Азбука-Аттикус»): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
- Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
- Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
- Анна Голосовская («Аванта-плюс»): затруднения испытывают небольшие издательства
- Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
- Сергей Макаренков (ГК «Рипол Классик»): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
- Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
- Глеб Успенский («Вагриус»): тиражи дальше уменьшать некуда
- Ольга Тублина («Издательство Константина Тублина»): пострадают нераскрученные авторы
- Михаил Каминский (ИД «Русь»-«Олимп»): книжный рынок сузится через месяц - полтора
- Евгений Кульков («Популярная литература»): российским типографиям клиенты с многотысячными тиражами не нужны
- Людмила Шибанова ("Книжное обозрение"): люди могут перестать покупать книги
- Ольгерт Либкин («Текст»): я пока не вижу явных признаков кризиса на книжном рынке
- Борис Куприянов («Фаланстер»): уменьшается количество импортных книг
- Александр Иванов (Ad Marginem): мы сейчас пытаемся понять, сколько мы стоим
- Светлана Стоялова («Европа»): выживут крупные издательства
- Cавва Митурич ("Три квадрата"): надо понимать, что твой лучший читатель умен и небогат
- Вадим Назаров ("Амфора"): падение спроса на книги намечается только в двух секторах
Марина Каменева, директор книжного магазина «Москва», заслуженный работник культуры РФ, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств
Как, Вы считаете, правильно выстраивать свою политику на книжном рынке сейчас, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями?
Я бы не стала разделять стратегию ведения бизнеса на докризисную и кризисную. Изменяться может тактика, стратегия же должна быть одна, а кризис может стать индикатором ее успешности или напротив – ошибочности. Для нас всегда на первом месте — лояльность наших покупателей, мы стараемся предлагать им как можно больше качественных услуг. Этот принцип руководит нами и сегодня. Например, с февраля начала работать наша дополнительная услуга — «Бюро Интернет-заказов», представляющая собой экспресс-доставку книг по Москве. Уже первые дни работы показали, что услуга оказалась востребованной.
Что касается взаимоотношений с партнерами, то в сложившейся ситуации, как никогда важно строить диалог на взаимовыгодной основе, на принципах доверия и открытости информации. В обстановке кризиса – это закон выживания и успешного взаимодействия.
Кризис — хорошее время для переосмысления, обновления, для запуска новых проектов.
Не пришлось ли Вашей организации прибегать к сокращению штатов?
Нет. Мы проводим внутреннюю реструктуризацию штата с учетом новых направлений работы.
Какие проекты пришлось отложить на более поздний срок?
О том, чтобы откладывать проекты на «потом», и речи быть не может. Напротив, кризис заставляет нас работать более активно. Мы задали высокую планку реализации проектов в юбилейном для нас 2008 году. Большинство из этих проектов мы продолжили и в 2009. Например, на выставке в Третьяковской галерее «Homo legens: Человек Читающий» мы представили экспозицию «Моя любимая книга». Интерес к книгам с автографами-эссе известных людей России оказался огромным, поэтому мы будем продолжать этот проект. Важнейшим направлением работы для нас по-прежнему остается поддержка и промотирование детского чтения. Совсем недавно, в декабре 2008 года, поступила в продажу по всей стране первая в России компьютерная игра, развивающая интерес к чтению «Привидения из Букленда. Книжное приключение», которую мы придумали и разработали вместе с компанией 1С и будем активно рекомендовать родителям и в 2009 году. С 26 февраля начинается новый цикл наших вечеров, посвященных разным странам — «Москва» - книжная столица мира».
Более того, мы оперативно запускаем те проекты, которые как раз откладывались, до которых прежде просто не доходили руки.
Как изменился подход к презентациям книг, выросла ли роль презентаций, возможно, их стало больше? Как изменился подход к авторам?
Здесь тоже не пришлось ничего менять, подход к презентациям и их проведению остался прежним. Мы с уважением относимся ко всем писателям. Но, преференции имеют авторы, наиболее востребованные и любимые нашими покупателями.
Когда, по Вашим оценкам, закончится или пойдет на спад кризис на книжном рынке?
На книжном рынке, говоря откровенно, кризис еще не вступил в активную фазу, мы почувствуем его чуть позже – начиная с весны. И хотя кризис отрасли неразрывно связан с общеэкономическим кризисом в стране и мире, у нас есть небольшой «запас прочности» - напечатанные тиражи, продажи которых и нужно сейчас активизировать. В сложившейся ситуации я бы не стала поднимать на них цены. А вот уже новые издания будут, без сомнения, дороже, поскольку увеличивается стоимость производства книги.
Любые прогнозы – дело неблагодарное, а об окончании кризиса – тем более. Повторюсь, все только начинается.
Каковы текущие тенденции книжного рынка, которые кажутся Вам знаковыми, важными?
Нам всем предстоит пройти тест на правильное ведение бизнеса. В кризисный 1998 год книжные магазины и издательства договорились о совместном плане противостояния дефолту: было принято решение не поднимать резко цены, не шокировать покупателя, а делать это постепенно и продуманно. И уже через два года мы вышли на прежний уровень продаж.
СМИ активно обращают внимание на закрывающиеся книжные магазины и в Москве, и в Питере, на ситуацию с «Топ-книгой». Сложности появились у этих компаний, на мой взгляд, задолго до начала кризиса. Он только обострил проблемы, вскрыл «нарыв».
Как всегда труднее всего придется региональным книжным магазинам, особенно там, где одно-два градообразующих предприятия уже сейчас находятся в бедственном положении или закрываются. Столичным магазинам в этом отношении, конечно, будет легче справляться с трудностями. Правда, статистика по регионам на конец 2008 года была еще положительной. Так что паники нет, но необходимо думать о будущем.
Если говорить об издательствах, то, скорее всего, изменится структура издательского рынка. Думаю, что тиражи будут снижаться, издательский портфель станет более выверенным, взвешенным. В сложной ситуации окажутся маленькие издательства. Со своей стороны и покупатели книг, мне кажется, откажутся от спонтанных, необдуманных, так называемых «случайных», покупок, подойдут к выбору книг более ответственно.
В этой связи повышенным интересом будут пользоваться такие программы, как, например, «Вторая жизнь книги» книжного магазина «Медведково». Она популярна, думаю, интерес к ней еще вырастет в ближайшее время. Данная модель будет актуальна и для регионов.
Возможно, возрастет роль букинистической литературы.
Сокращение наименований и тиражей книг потребители в Москве и Питере, скорее всего, вообще не заметят. Говорить о каком-то «книжном голоде» в той или иной жанровой «нише» не приходится. Напротив, в прежние годы был избыток выбора, если хотите, перепроизводство книг. Это не шло на пользу ни покупателям, ни издателям, ни книжным магазинам. Возможно, в этом году и издатели, и читатели станут возвращаться к проверенным, «классическим» авторам (и в том числе тем, кто стал таковым уже относительно недавно, в 20 веке), несправедливо заброшенным в погоне за экспериментом, чем-то новеньким, «модным», но не всегда являющимся по содержанию настоящей литературой.
Наверное, будут меняться и читательские предпочтения. Уже сейчас можно говорить о некоторых изменениях, в частности, об увеличении покупок в разделах философии, истории, юмора, путешествий и фантастики. Похоже, книги этих направлений помогают людям справиться со стрессом, неопределенностью. Книга - замечательное средство для повышения стрессоустойчивости, нужно только донести эту мысль до людей.