«Полит.ру» продолжает ряд публикаций, посвященных теме «Книжный рынок и финансовый кризис»
См. также
- «Букбери» - это головная боль «больших людей»
- Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
- Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
- Дмитрий Иванов («ОЛМА Медиа Групп»): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
- Лариса Веденьева (ТД «Библио-глобус»): прежде всего, кризис «ударил» по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
- Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
- Ольга Чумичева («Азбука-Аттикус»): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
- Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
- Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
- Анна Голосовская («Аванта-плюс»): затруднения испытывают небольшие издательства
- Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
- Сергей Макаренков (ГК «Рипол Классик»): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
- Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
- Глеб Успенский («Вагриус»): тиражи дальше уменьшать некуда
- Ольга Тублина («Издательство Константина Тублина»): пострадают нераскрученные авторы
- Михаил Каминский (ИД «Русь»-«Олимп»): книжный рынок сузится через месяц - полтора
- Евгений Кульков («Популярная литература»): российским типографиям клиенты с многотысячными тиражами не нужны
- Людмила Шибанова ("Книжное обозрение"): люди могут перестать покупать книги
- Ольгерт Либкин («Текст»): я пока не вижу явных признаков кризиса на книжном рынке
- Борис Куприянов («Фаланстер»): уменьшается количество импортных книг
- Александр Иванов (Ad Marginem): мы сейчас пытаемся понять, сколько мы стоим
- Светлана Стоялова («Европа»): выживут крупные издательства
- Cавва Митурич ("Три квадрата"): надо понимать, что твой лучший читатель умен и небогат
- Вадим Назаров ("Амфора"): падение спроса на книги намечается только в двух секторах
- Марина Каменева (книжный магазин «Москва»): труднее всего придется региональным книжным магазинам
- Игорь Савкин («Алетейя»): наблюдается медленное умирание торговых сетей
Андрей Сорокин, генеральный директор издательства «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)
Ваше издательство уже ощутило на себе последствия кризиса?
Издательство РОССПЭН работает в специфическом сегменте книгоиздания – в области социо-гуманитарной литературы, и, видимо, поэтому пока с ощутимым падением выручки мы не столкнулись. Кредитные ресурсы мы не привлекаем, поэтому финансовый кризис не слишком затронул производственные планы. Проявления кризиса приходят из сферы обращения. Некоторые крупные торговые площадки ставят дополнительные условия для продолжения продаж (и это при 15-летнем опыте сотрудничества!), а принадлежащие издательству специализированные магазины столкнулись с повсеместным и весьма существенным повышением арендной платы.
Как правильно выстраивать свою политику на книжном рынке сейчас,
чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями?
Вполне естественным является сокращение внутрифирменных издержек производства. В отношениях с партнерами сейчас важно «не дергаться», не стремиться к получению односторонних преимуществ.
Приходится уже кого-нибудь увольнять?
Сокращение штатов не проводилось, но оно возможно начиная со 2-го квартала.
Не возникало мысли отказаться от дорогостоящих проектов?
Издательство связано обязательствами по ряду крупных проектов и планирует реализовать их в полном объеме, вне зависимости от задержек с оплатой, имеющих место в настоящее время. Благодаря реализации этих проектов издательство планирует в 2009 году удвоить объем выпускаемой продукции.
Когда, по Вашим оценкам, кризис пойдет на спад?
Спад прекратится не ранее, чем восстановится кредитование реального сектора в стране в целом.
А что будет с импортными книгами?
Импортной продукции станет меньше по понятным причинам: девальвация рубля непропорционально поднимает цену на импорт.
Какие тенденции рынка кажутся Вам знаковыми?
Важнейшей тенденцией является дестабилизация в сфере дистрибуции. Существует диспропорция между объемами производства книжной продукции и торговыми площадями, обеспечивающими ее реализацию. Развитие негативных тенденций в этой сфере может похоронить весь книжный рынок.