НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 февраля 2009, 19:17

В Думу направлен президентский законопроект о судьбе партий, не преодолевших барьер в 7%

Президент России Дмитрий Медведев направил председателю Госдумы Борису Грызлову проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации".

Законопроект подготовлен в целях реализации положений Послания Президента России Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г., касающихся обеспечения представительства в Государственной Думе ФС РФ (далее – Государственная Дума) избирателей, проголосовавших за политические партии, федеральные списки кандидатов которых не допущены к распределению депутатских мандатов.

Главная задача законопроекта – дальнейшая модернизация политической системы страны, которая должна стать более гибкой, максимально учитывающей интересы всех граждан. Законопроект призван обеспечить повышение народного представительства в Государственной Думе.

Законопроект не является попыткой возврата к существовавшему ранее 5% барьеру прохождения в Государственную Думу. Его цель – обеспечить право быть представленными и услышанными гражданам, которые проголосовали за политические партии, не допущенные к распределению депутатских мандатов. По результатам выборов депутатов Государственной Думы 4 и 5 созывов 5% избирателей, принявших участие в голосовании, составляли соответственно около 3 миллионов (2984238) граждан в 2003 и около 3,5 миллионов (3438856) в 2007 году. Поэтому авторами закона предполагается, что внесение законопроекта в Государственную Думу – это не забота о партиях, а защита интересов граждан, мнение которых должно учитываться при принятии важных государственных решений.

В соответствии с предлагаемыми изменениями законодательства депутаты, получившие свои мандаты в результате их передачи политическим партиям, получившим по результатам выборов менее 7 процентов, наделяются практически всеми полномочиями, относящимися к полномочиям представителей фракций. В частности, правом предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Государственной Думой. Таким образом, в некоторых случаях права одного такого депутата будут сопоставимы с правами целой фракции, по мнению авторов законопроекта, это опровергает доводы критиков законопроекта о том, что один депутат не сможет ничего решить. Тем более, если следовать такой логике, то и 100, и 200 депутатов не являются «контрольным пакетом» для принятия решения, это возможно только при 226 голосах. Автора законопроекта полагают, что Государственная Дума – более сложный политический механизм государственной власти. Поэтому существует глубокий смысл и важное политическое значение деятельности в парламенте находящихся в меньшинстве партий, в том числе оппозиционных. И мнение одного депутата, за которым могут стоять более 3 миллионов избирателей всегда будет услышанным.

Предлагаемые новелеллы могут быть использованы и на уровне региональных избирательных систем, в случае принятия соответствующих решений региональными парламентами..

Соответствующие изменения вносятся в федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Положениями законопроекта предусматривается, что федеральным спискам кандидатов, получившим на выборах депутатов Государственной Думы менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, передаются депутатские мандаты.

1. Порядок передачи депутатских мандатов

Федеральным спискам кандидатов, получившим на выборах депутатов Государственной Думы менее 6, но не менее 5 процентов голосов избирателей, передается по одному депутатскому мандату.
Федеральным спискам кандидатов, получившим на выборах депутатов Государственной Думы менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, передается по два депутатских мандата.
Передача мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, осуществляется до распределения депутатским мандатов между федеральными списками кандидатов, допущенными к такому распределению.
Переданные мандаты переходят, прежде всего, к кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов в порядке очередности их размещения в списке. Если в списке не имеется общефедеральной части, депутатский мандат переходит к первому в порядке очередности кандидату, включенному в региональную группу кандидатов, получившую наибольшее число голосов избирателей, а при передаче двух депутатских мандатов – к первым в порядке очередности кандидатам, включенным в две региональные группы кандидатов, получившие наибольшее число голосов избирателей.

2. Права и статус депутатов Государственной Думы, получивших депутатский мандат в порядке передачи

Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федеральных списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты, вправе наравне с представителями фракций предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Государственной Думой, выступать в Государственной Думе, получать и распространять материалы и документы, а также участвовать в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов.
Указанные депутаты Государственной Думы могут быть членами только тех политических партий, в составе федеральных списков кандидатов которых они избраны депутатами Государственной Думы, и не вправе входить ни в одни из фракций в Государственной Думе, если только политическая партия, в составе федерального списка кандидатов которой избран депутат, не прекратит свою деятельность.

3. Права политических партий, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты

Политическим партиям, федеральным списка кандидатов которых переданы депутатские мандаты, предоставляются те же права, что и политическим партиям, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Речь идет об участии в формировании избирательных комиссий всех уровней, регистрации кандидатов и списков кандидатов без сбора подписей на выборах всех уровней, а также о праве предлагать кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов в Государственной Думе. В период между выборами депутатов Государственной Думы такие политические партии не могут быть ликвидированы в связи с отсутствием региональных отделений с требуемой минимальной численностью членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации или отсутствием необходимого числа членов политической партии.

Мнения

Председатель Комитета государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин считает, что президент, прежде всего, обратил внимание на необходимость учета мнения значительного числа россиян – 5 процентов голосов на выборах 2007 года представляли около 3,5 млн избирателей.
Это «экономное» и уважительное отношение к позиции наших людей нашло отражение в законе, предложенном президентом. Законопроект предусматривает,  что политические партии, набравшие 5 и 6 процентов голосов избирателей, могут получить один, а набравшие от 6 до 7 процентов - два депутатских мандата в Государственной Думе.
Хотел бы отметить, что одной из основных задач депутатов является активная законотворческая работа – это внесение и законопроектов, и поправок к законам, и участие в их обсуждении. Причем, если законопроект внесен, а депутаты обладают правом законодательной инициативы – каждый персонально – то законопроект начинает жить своей самостоятельной публичной жизнью. Таким образом, в том числе через законопроект, любой депутат Госдумы может самым активным образом влиять на формирование общественного мнения, а также отражать позиции людей его избравших. Все зависит от сознательности и творческих способностей человека.

Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин полагает, что законопроект направлен на дальнейшую модернизацию политической системы государства, которая должна стать боле гибкой, максимально учитывающей интересы всех его граждан. Законопроект призван повысить уровень представительства интересов российских избирателей в Государственной Думе. Им предусматривается, что федеральным спискам кандидатов от политических партий, получившим на выборах депутатов Государственной Думы  менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, передаются от одного до двух депутатских мандатов.

Руководитель Межкомиссионной рабочей группы по экспертной деятельности Общественной палаты России Владислав Гриб: «целью вносимого законопроекта является расширение представительства малых партий в нашем парламенте. Голоса российских избирателей, которые они отдают за партии, не преодолевшие 7-процентный порог, не пропадут. Представители партий набравших свыше 5 процентов голосов избирателей, будут представлены в высшем законодательном органе страны. Уникальность данной нормы и в том, что права одного, двух депутатов малых партий будут почти таким же, как и у других фракций в Государственной Думе России.Поэтапное снижение минимальной численности членов необходимой для регистрации партии и обязанность ротации партийных руководителей - все эти нормы обеспечивают и развивают политическую конкуренцию как между самими партиями, так и во внутрипартийной жизни. Все эти шаги направлены на дальнейшее развитие многопартийной системы».

Сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт: «в свое время установление определенного проходного барьера на выборах было средством борьбы за укрупнение партийной системы в России. Ведь в условиях, когда существовало около полусотни партий, которые шли на выборы, об эффективно работающей партийно-политической системе говорить не приходилось. Сокращение числа партий, в этом смысле, было скорее правильным направлением движения, способствовавшим более четкому позиционированию разных политических сил. Далее власть сделала шаг по увеличению проходного барьера с 5 до 7%. С точки зрения представительства тех или иных малых партий, скажем, в Думе это, по сути, не возымело большого значения, так как в нынешней Думе, на практике, представлены все партии, которые преодолели трехпроцентный рубеж и, соответственно, не представлены те, кто даже этот рубеж не преодолел.
В конкретных условиях современной российской политики было бы наивным ожидать, что просто для обозначения некоего формального курса на «либерализацию», выраженного лишь в перемене цифр – 5 вместо 7, власть просто механически вернется от 7-процентного барьера к 5-процентному. Предлагается более сложная формула, которая призвана подчеркнуть, прежде всего, заботу о представительстве интересов не столько самих малых партий, сколько идущих за ними избирателей. Ведь 5% голосов на выборах в 4-ю и 5-ю Думы составляли, соответственно, около 3 и 3,5 млн избирателей. В то же время, с точки зрения парламентской практики, в условиях, когда правящая партия имеет более 50% или даже двух третей место в парламенте, то влияние даже десяти мандатов от меньшинства вовсе не 10 раз больше, чем влияние одного-единственного. И даже 100 депутатов меньшинства на практике не дают возможность принимать предлагаемые этими депутатами законопроекты без поддержки парламентского большинства. Тут важна сама по себе предоставленная возможность меньшинству высказаться с парламентской трибуны. Это тем более важно в России, где очень часто влияние мнения меньшинства на общество бывает куда сильнее и значимее, чем формальное представительство этого самого меньшинства в тех или иных органах власти. Кроме того, прецедент предоставления представительства малым партиям может дать полезный пример для местных и региональных властей, где подчас считается «хорошим тоном» иметь, по сути, однопартийный выборный орган. Создание многоголосия на местах во многом следует считать даже более важной задачей, нежели в центре, где такое многоголосие реально присутствует – и в виде большего многообразия СМИ, более богатой палитры общественной жизни (за счет общественных организаций, представителей Общественной палаты и пр.).

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.