НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 февраля 2009, 17:08

Михаил Иванцов "Новый Книжный": стихийная часть книжного рынка под действием кризиса будет сокращаться

'Полит.ру' продолжает ряд публикаций, посвященных теме 'Книжный рынок и финансовый кризис'

См. также

Михаил Иванцов, генеральный директор сети магазинов "Новый Книжный"

Можно ли сейчас говорить о присутствии кризиса на книжном рынке? 

Трудно сказать, насколько снизились продажи книг в магазинах наших коллег по бизнесу, но, бесспорно, такая тенденция есть. Нельзя сказать, что она сильная, но когда в стране идут сокращения персонала и зарплат, то спрос по определению не может сохраниться на прежнем уровне.

С другой стороны, в тяжёлые времена люди традиционно ищут поддержку и развлечение в литературе, а сейчас в связи с общеэкономическим спадом другие формы досуга стали менее доступны. Во-вторых, мы уже имеем серьезный опыт выживания в кризисные времена.  В-третьих, мы торгуем товаром все-таки отечественного производителя и поэтому не так зависим от курса валют. В-четвертых, мы не обременены кредитами, т.к. считали правильным развиваться за счет собственных ресурсов. И это нам сейчас помогает, хотя трудности, безусловно, есть. 

Как вы предпочитаете выстраивать свою политику на книжном рынке сейчас, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями (внутри компании и по отношению к партнерам?) 

Мы ждали кризис, понимая, что рост издержек бизнеса (прежде всего за счет роста зарплат, не соответствующего росту качества и производительности труда, и роста цен на недвижимость) приводит к тому, что рентабельность и, следовательно, устойчивость бизнеса, экономики в целом, стали неудовлетворительны. Поэтому у нас и так не было ничего лишнего – ни долгов, ни раздутых штатов, ни большого количества провальных проектов.

Так как мы представляем товар, в основном, отечественного производителя, мы меньше зависим от курса валют. Кроме того, помогает тот факт, что мы не обременены кредитами. Основная наша проблема в том, что ряд договоров аренды на помещения был привязан к курсу какой-нибудь валюты. Это было вызвано, в основном, тем, что у арендодателей также есть валютные обязательства (займы на строительство и т.п.). Соответственно, все вынуждены вести переговоры по изменению «шкалы измерения». Вместе с тем многие еще помнят 1998 год, когда уже мы проходили нечто подобное. Бизнес стал опытнее, профессиональнее. Поэтому всегда находятся разумные совместные решения. 

Не пришлось ли Вашей сети магазинов прибегать к сокращению штатов? 

Мы целенаправленно привлекали в компанию высококвалифицированных специалистов и считаем сохранение коллектива важной задачей, поэтому работа с существующим персоналом  нашей сети кардинальных изменений не претерпела.  На самом деле, кризис не время сокращений, а своего рода возможность измениться к лучшему: повысить свою эффективность и конкурентоспособность на рынке.   

Какие проекты было решено отложить на более поздний срок или, Вы, наоборот, запускаете новые?  

Как я уже сказал, в книготорговой отрасли мы видим не только проявления кризиса, но и возможности для дальнейшего развития бизнеса. Поэтому, несмотря на трудное время, мы продолжаем открывать новые магазины в Москве и регионах и расширять спектр товаров и услуг. В этом нам, в частности, помогают качественно выстроенные за годы работы отношения с партнерами. 

Когда, по Вашим оценкам, закончится или пойдет на спад кризис на книжном рынке? Изменится ли расстановка сил в книжном бизнесе? 

Прогнозировать сроки окончания кризиса сегодня - дело неблагодарное. Издательский бизнес в силу своего небольшого масштаба и стабильности не закредитован, а кроме того, это отечественное производство. Поэтому не думаю, что кризис серьезно изменит расстановку сил на книжном рынке. В том, что на продажи книг кризис влияет не так сильно, как на другие сферы, можно убедиться, зайдя в любой книжный магазин – посетителей меньше не стало. Я полагаю, что когда трудно, люди начинают более полно использовать свой потенциал. А для этого книги – практически незаменимый источник идей и знаний.

Какие текущие тенденции книжного рынка кажутся Вам знаковыми, важными? 

Кризис будет влиять на работу издательств в  лучшую для читателей сторону. Уже скоро издательства сосредоточатся на качественной литературе, стихийная часть книжного рынка под действием кризиса будет сокращаться, а это означает, что в целом уровень книготорговли повысится.  Кроме того, год от года читатель становится всё более искушённым и разборчивым, предъявляет всё более высокие требования к качеству литературы. Книжный бум, за несколько лет выплеснувший на прилавки разнородную литературу, идёт на спад. В условиях ограниченных денежных средств покупатель готов платить только за качественный текст. Это стимулирует издателей находить талантливых авторов в России, переводить лучшие образцы зарубежной прозы.

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.