'Полит.ру' продолжает ряд публикаций, посвященных теме 'Книжный рынок и финансовый кризис'
См. также
- 'Букбери' - это головная боль 'больших людей'
- Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
- Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
- Дмитрий Иванов ('ОЛМА Медиа Групп'): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
- Лариса Веденьева (ТД 'Библио-глобус'): прежде всего, кризис 'ударил' по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
- Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
- Ольга Чумичева ('Азбука-Аттикус'): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
- Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
- Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
- Анна Голосовская ('Аванта-плюс'): затруднения испытывают небольшие издательства
- Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
- Сергей Макаренков (ГК 'Рипол Классик'): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
- Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
- Глеб Успенский ('Вагриус'): тиражи дальше уменьшать некуда
- Ольга Тублина ('Издательство Константина Тублина'): пострадают нераскрученные авторы
- Михаил Каминский (ИД 'Русь'-'Олимп'): книжный рынок сузится через месяц - полтора
- Евгений Кульков ('Популярная литература'): российским типографиям клиенты с многотысячными тиражами не нужны
- Людмила Шибанова ("Книжное обозрение"): люди могут перестать покупать книги
- Ольгерт Либкин ('Текст'): я пока не вижу явных признаков кризиса на книжном рынке
- Борис Куприянов ('Фаланстер'): уменьшается количество импортных книг
- Александр Иванов (Ad Marginem): мы сейчас пытаемся понять, сколько мы стоим
- Светлана Стоялова ('Европа'): выживут крупные издательства
- Cавва Митурич ("Три квадрата"): надо понимать, что твой лучший читатель умен и небогат
- Вадим Назаров ("Амфора"): падение спроса на книги намечается только в двух секторах
- Марина Каменева (книжный магазин 'Москва'): труднее всего придется региональным книжным магазинам
- Игорь Савкин ('Алетейя'): наблюдается медленное умирание торговых сетей
- Андрей Сорокин (РОССПЭН): диспропорция между объемами производства книг и торговыми площадями может похоронить весь рынок
- Кирилл Вах ('Индрик'): в научном книгоиздании никаких панических настроений не существует
Михаил Иванцов, генеральный директор сети магазинов "Новый Книжный"
Можно ли сейчас говорить о присутствии кризиса на книжном рынке?
Трудно сказать, насколько снизились продажи книг в магазинах наших коллег по бизнесу, но, бесспорно, такая тенденция есть. Нельзя сказать, что она сильная, но когда в стране идут сокращения персонала и зарплат, то спрос по определению не может сохраниться на прежнем уровне.
С другой стороны, в тяжёлые времена люди традиционно ищут поддержку и развлечение в литературе, а сейчас в связи с общеэкономическим спадом другие формы досуга стали менее доступны. Во-вторых, мы уже имеем серьезный опыт выживания в кризисные времена. В-третьих, мы торгуем товаром все-таки отечественного производителя и поэтому не так зависим от курса валют. В-четвертых, мы не обременены кредитами, т.к. считали правильным развиваться за счет собственных ресурсов. И это нам сейчас помогает, хотя трудности, безусловно, есть.
Как вы предпочитаете выстраивать свою политику на книжном рынке сейчас, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями (внутри компании и по отношению к партнерам?)
Мы ждали кризис, понимая, что рост издержек бизнеса (прежде всего за счет роста зарплат, не соответствующего росту качества и производительности труда, и роста цен на недвижимость) приводит к тому, что рентабельность и, следовательно, устойчивость бизнеса, экономики в целом, стали неудовлетворительны. Поэтому у нас и так не было ничего лишнего – ни долгов, ни раздутых штатов, ни большого количества провальных проектов.
Так как мы представляем товар, в основном, отечественного производителя, мы меньше зависим от курса валют. Кроме того, помогает тот факт, что мы не обременены кредитами. Основная наша проблема в том, что ряд договоров аренды на помещения был привязан к курсу какой-нибудь валюты. Это было вызвано, в основном, тем, что у арендодателей также есть валютные обязательства (займы на строительство и т.п.). Соответственно, все вынуждены вести переговоры по изменению «шкалы измерения». Вместе с тем многие еще помнят 1998 год, когда уже мы проходили нечто подобное. Бизнес стал опытнее, профессиональнее. Поэтому всегда находятся разумные совместные решения.
Не пришлось ли Вашей сети магазинов прибегать к сокращению штатов?
Мы целенаправленно привлекали в компанию высококвалифицированных специалистов и считаем сохранение коллектива важной задачей, поэтому работа с существующим персоналом нашей сети кардинальных изменений не претерпела. На самом деле, кризис не время сокращений, а своего рода возможность измениться к лучшему: повысить свою эффективность и конкурентоспособность на рынке.
Какие проекты было решено отложить на более поздний срок или, Вы, наоборот, запускаете новые?
Как я уже сказал, в книготорговой отрасли мы видим не только проявления кризиса, но и возможности для дальнейшего развития бизнеса. Поэтому, несмотря на трудное время, мы продолжаем открывать новые магазины в Москве и регионах и расширять спектр товаров и услуг. В этом нам, в частности, помогают качественно выстроенные за годы работы отношения с партнерами.
Когда, по Вашим оценкам, закончится или пойдет на спад кризис на книжном рынке? Изменится ли расстановка сил в книжном бизнесе?
Прогнозировать сроки окончания кризиса сегодня - дело неблагодарное. Издательский бизнес в силу своего небольшого масштаба и стабильности не закредитован, а кроме того, это отечественное производство. Поэтому не думаю, что кризис серьезно изменит расстановку сил на книжном рынке. В том, что на продажи книг кризис влияет не так сильно, как на другие сферы, можно убедиться, зайдя в любой книжный магазин – посетителей меньше не стало. Я полагаю, что когда трудно, люди начинают более полно использовать свой потенциал. А для этого книги – практически незаменимый источник идей и знаний.
Какие текущие тенденции книжного рынка кажутся Вам знаковыми, важными?
Кризис будет влиять на работу издательств в лучшую для читателей сторону. Уже скоро издательства сосредоточатся на качественной литературе, стихийная часть книжного рынка под действием кризиса будет сокращаться, а это означает, что в целом уровень книготорговли повысится. Кроме того, год от года читатель становится всё более искушённым и разборчивым, предъявляет всё более высокие требования к качеству литературы. Книжный бум, за несколько лет выплеснувший на прилавки разнородную литературу, идёт на спад. В условиях ограниченных денежных средств покупатель готов платить только за качественный текст. Это стимулирует издателей находить талантливых авторов в России, переводить лучшие образцы зарубежной прозы.