"Полит.ру" продолжает ряд публикаций, посвященных теме выборов 1 марта 2009 года
Выборы 1 марта будут последними выборами, на которых действует существующая система политических партий. Они станут кульминацией конкурентной борьбы внутри "Единой России", сказал член научного совета Московского Центра Карнеги, политолог Николай Петров в интервью "Полит.ру".
1 марта в рамках Единого дня голосования пройдут выборы депутатов законодательных собраний семи российских регионов - Карачаево-Черкесии, Татарстане, Хакасии, в Архангельской, Брянской, Владимирской и Волгоградской областях. Пройдут выборы депутатов представительных органов и глав административных центров в 10 российских регионах.
Особенность выборов 1 марта, по мнению эксперта, заключается в том, что "это последние выборы, когда в значительной степени действует избирательная система, система политических партий, которая была сформирована на протяжении последних лет". Эта система, по словам Петрова, не отвечает ни потребностям страны, ни потребностям Кремля в ситуации кризиса.
Сейчас голоса фактически делятся между четырьмя партиями, и все четыре контролируются Кремлем, пусть с некоторыми проблемами. "Когда будет расти общественное недовольство, в том числе действиями власти в ситуации кризиса, неизбежны появление и рост оппозиционных настроений, которые нынешняя система вряд ли сможет аккумулировать. Возникнет и усилится новая оппозиционная составляющая, поэтому, возможно, уже осенью выборы пройдут по другой модели", - считает политолог.
Вторая особенность - это нарастающая конкуренция внутри "Единой России", кульминацией которой будут выборы 1 марта. При продолжавшемся снижении политической конкуренции между политическими партиями, уменьшении их количества, нарастала политическая конкуренция внутри «Единой России». С одной стороны, партия волей-неволей вынуждена превращаться в более публичную силу, апеллировать к людям и устраивать митинги (неважно, в поддержку чего), выходить на улицу.
С другой стороны, она пытается дистанцироваться от действий властей, которые в ситуации кризиса, скорее, не популярны, чем популярны, чего раньше никогда не было. «Единая Россия» не может и не хочет выступать как тень администрации, потому что администрация уже далеко не так популярна, как раньше, когда было много денег и она их раздавала. "Поэтому губернаторы все реже пользуются «Единой Россией», как паровозом, и, наоборот, все чаще вступают в конфликт с местным руководством «Единой России»", - сказал Петров.
По его словам, внутри самой «Единой Россией» увеличивается политическая конкуренция, внутренние конфликты. «Единая Россия» в ситуации кризиса получила, с одной стороны, очень жесткий удар, потому что она не может, как раньше, ехать по билету первого класса, не прилагая к этому никаких усилий. С другой стороны, она вынужденно превращается в реальную политическую силу и вполне может трансформироваться в реальную политическую партию, чего до последнего времени не было.
Административный ресурс на выборах используется, причем активно, считает эксперт. Другое дело, что административная вертикаль дала трещину, и административный ресурс используется не так монолитно, как это было раньше. "Мы видим, что в условиях кризиса высокий результат для «Единой России» может быть обеспечен, если будут "задавлены" все остальные политические партии, пусть даже контролируемые Кремлем", - говорит политолог. Поэтому со стороны ЛДПР все чаще раздаются голоса, что на нее оказывается большое давление. Говорят, что после этих выборов она может не понадобиться Кремлю вообще, и ей придется покинуть политическую сцену.
Что касается «Справедливой России», по мнению Петрова, с одной стороны, пришло ее время как запасной партии власти. С другой стороны, чтобы обеспечить приличный результат «Единой России», «Справедливую Россию» тоже во многих регионах "давят". От этого спасает только отсутствие монолитности. Например, в Мурманской области «Единая Россия» поддерживает мэра-инкумбента (т.е. занимающего должность в момент выборов – прим. редакции), а губернатор поддерживает альтернативного кандидата, хотя этот губернатор тоже член «Единой России» и всячески клянется в верности партии. Такого рода случаев все больше. Политика становится все более публичной, но, с одной стороны, разброд и шатание и, с другой стороны, усиление внутренней конкуренции в «Единой России» все чаще встречаются во время этих выборов.
Петров склоняется к мнению, что эти выборы последние, когда стихийное, неоформившееся, но уже зреющее общественное недовольство можно канализировать в рамках четырехпартийной системы. "Сейчас недовольные властью могут не голосовать за «Единую Россию», им кажется, что они в пику власти голосуют условно за ЛДПР, за «Справедливую Россию» или за коммунистов. Дальше, мне кажется, с ростом недовольства будет расти и осознание того, что это "картонные" политические партии. Будет возникать новая оппозиция, менее контролируемая Кремлем, более жесткая, причем она будет возникать и извне, со стороны политических сил, которые сейчас не допускаются Кремлем к реальному участию в выборах", - сказал политолог.
Новая оппозиция станет общественной потребностью, которая будет возрастать. "Сказать, что сейчас есть политическая сила или, по крайней мере, ее зародыш, который в полной мере этому отвечает, нельзя. В ситуации кризиса усиливается популярность любой оппозиции. Сначала это "картонная" оппозиция, как нынешняя думская, а потом она будет все больше и больше похожа на реальную оппозицию.
Важна и другая составляющая: оппозиционность по отношению к региональной и федеральной власти на выборах будет возрастать и со стороны нынешней лояльной оппозиции. "Мы уже видим, как некоторые члены "Единой России" ведут себя самостоятельно, выступают с критикой решений федерального руководства партии. Тем более, это будет усиливаться со стороны трех других партий", - заключил Петров.
См. также:
- Политолог Александр Кынев: у «Справедливой России» наилучшие шансы в Брянской, Архангельской, Волгоградской областях
- Политолог Алексей Титков: в ходе выборов новые губернаторы могут быть слишком агрессивными, что приведет к внутренним конфликтам
- Политолог Владимир Прибыловский: даже результаты жеребьевки на выборах 1 марта вызывают подозрение
- Политолог Дмитрий Орешкин: не все в регионах на 100% контролируется административным ресурсом
- Политолог Борис Макаренко: снять партию с выборов стало сложнее, а человека - за милую душу, хотя посыл сверху задается другой
- Политолог Алексей Макаркин: интрига на выборах 1 марта возможна только в Ненецком автономном округе и во Владимирской области