Туркмения обвинила «Газпром» во взрыве на газопроводе Средняя Азия–Центр (САЦ-4), соединяющем Туркмению и Россию. Из-за взрыва были полностью остановлены поставки туркменского газа в Россию.
МИД Туркмении выпустил заявление о том, что авария произошла потому, что российская монополия «без предварительного уведомления туркменской стороны резко сократила объемы отбираемого туркменского природного газа». МИД Туркмении назвал действия «Газпрома» «необдуманными и безответственными», подчеркнув, что «такой подход является односторонним грубым нарушением условий контракта купли-продажи газа».
Однако российская сторона заявляет, что Туркмению предупреждали о сокращении отбора. По информации «Времени новостей», «Газпром» действительно снизил отбор среднеазиатского газа с 1 апреля, предварительно уведомив «Туркменгаз» в строгом соответствии с действующими правилами. При этом весь первый квартал российский концерн, несмотря на 60-процентное падение экспорта газа в Европу и СНГ, продолжал закупать в Средней Азии газ по европейским ценам в полном объеме (не снижая даже на допустимый уровень «бери или плати», составляющий, как правило, 80% от законтрактованного объема поставок).
Представитель «Газпрома» подтвердил агентству Platts, что «Газпром» на этой неделе просил Туркмению сократить поставки. Он пояснил, что Украина, основной потребитель туркменского газа, снизила закупки у «Газпрома» из-за экономического кризиса.
По мнению «Коммерсанта», сократив отбор газа, Россия решила применить то же оружие, что и в газовой войне с Украиной, только наоборот. В условиях резкого падения спроса «Газпром» может позволить себе заморозить закупки у Туркмении, которой пока больше некому продавать газ.
Газовые отношения России и Туркмении обострились еще на прошлой неделе. Ашхабад объявил международный тендер на строительство газопровода Восток–Запад, который должен вывести газ крупнейшего в СНГ Иолотанского месторождения на берег Каспийского моря. Это стало неожиданностью для России: предполагалось, что газопровод построит «Газпром», соединив его с будущим Прикаспийским газопроводом из Туркмении в Россию через Казахстан. Однако соглашение подписано не было.